Положение о научно-исследовательской работе студентов

Утверждено постановлением
учёного совета университета
от «28»     января    2008 г.
 
 
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Астраханского государственного университета
 
 
1. Методологические основания
научно-исследовательской работы студентов (НИРС)
 
     1.1. В связи с развитием информатизации и интеллектуализации производственных технологий быстрыми темпами растёт объём научно-технической информации. В этих условиях традиционная технология обучения, ориентированная в основном на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Необходимо совершенствование технологий образования в направлении улучшения формирования интеллектуальной культуры, развития творческих способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой её реализации в вузе является непрерывная система научно-исследовательской работы студентов (далее сокращенно – НИРС), как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.
 
     1.2. Система НИРС в вузе, как едином учебно-научно-производственном комплексе, является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.
 
     1.3. Законодательно-нормативная база системы образования (федеральные законы «Об утверждении Федеральной программы развития образования» – организационная основа государственной политики в области образования на 2000–2005 гг., «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», утверждённое Постановлением Правительства РФ, «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001–2005 гг.», утверждённая приказом Минобразования России и другие нормативно-правовые акты) определяет, что участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представление работ для публикации, бесплатное пользование услугами научных подразделений, свободное развитие личности есть неотъемлемое право каждого студента.
 
     Соответственно, развитие НИРС как объекта прав студента и одновременно неразрывной составной части триединого образовательного процесса является важнейшей функцией системы образования и должностной обязанностью всех структур и работников системы, а также основной уставной деятельностью образовательных учреждений.
 
     1.4. Основными субъектами деятельности НИРС являются студенты и другие категории молодёжи вуза, а также учащиеся и молодёжь, которая привлекается к работе на довузовском этапе подготовки.
 
2. Основные цели НИРС
 
     2.1. Основной целью организации и ведения комплексной системы научно-исследовательской работы студентов является повышение уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в вузе, как едином учебно-научно-производственном комплексе, через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приёмов и навыков выполнения научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учёбе и будущей жизнедеятельности.
 
3 Основные задачи функционирования НИРС
 
     3.1. Создание предпосылок для воспитания и самореализации личностных и творческих способностей студентов
  • содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению социально-психологической компетентности навыков работы в творческих коллективах и научно-организационной деятельности;
  • развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
  • создание через систему НИРС условий для отвлечения студентов от недостойных действий и приобретения вредных привычек, овладения методами рационального использования своего свободного времени;
  • предоставление студентам возможности испробовать при обучении свои силы в решении актуальных задач по различным направлениям науки, экономики, техники и культуры;
  • привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества молодёжи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок, проводимых в целях совершенствования системы НИРС.
 
     3.2. Осуществление органического единства обучения, научного творчества и практической деятельности студентов через:
  • обеспечение прав студентов на участие в научных исследованиях, практических разработках и техническом творчестве;
  • обогащение учебного процесса последними достижениями науки и техники, результатами научной и научно-технической деятельности вузов, в т.ч. использование при обучении результатов научных работ, полученных студентами;
  • совместное участие студентов, преподавателей и научных сотрудников в выполнении исследований;
  • повышение уровня научно-исследовательской работы, включаемой в учебный процесс в различных формах;
  • создание условий для формирования высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и учёного;
  • привлечение студентов к участию в прикладных, методических, поисковых, фундаментальных научно-исследовательских, проектных и иных работах, как непременной составной части профессиональной подготовки специалистов;
  • индивидуализация обучения и интенсификация учебного процесса при соблюдении государственного стандарта высшего профессионального образования;
  • совершенствование существующих и поиск новых форм интеграции высшего образования с научной и производственной деятельностью в рамках единой системы научного, учебно-воспитательного и практического процессов;
  • создание условий для поддержания и развития научных школ и направлений в вузе в русле преемственности поколений в рамках познания и разработки определённых проблем.
 
     3.3. Повышение массовости и результативности участия студентов в организационных и методических формах, мероприятиях НИРС:
  • развитие организационных форм НИРС, выполняемых во внеучебное время (сверх учебных планов);
  • развитие тематики научных исследований студентов за счёт выполнения работ по решению научно-технических задач, актуальных для общества и государства:
  • повышение результативности организационно-массовых, в т.ч. состязательных мероприятий НИРС;
  • расширение научного и творческого сотрудничества со студентами вузов зарубежных стран;
  • развитие мотивации и научно-творческой активности профессорско-преподавательского состава, научного персонала вуза в организации и руководстве научными исследованиями студентов;
  • выявление, обобщение, распространение и использование положительного и полезного в современных условиях отечественного и зарубежного опыта, новых организационных и методических форм и мероприятий НИРС;
  • поиск, совершенствование форм и методов привлечения, реализации источников финансирования по развитию НИРС.
 
     3.4. Воспитание, формирование и развитие у будущих специалистов:
  • владения основами методологии рационального и эффективного освоения и использования знаний, научной, научно-исследовательской и научно-технической деятельности;
  • умение вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм;
  • способности использовать научные знания и быстро адаптироваться при изменении ситуаций и требований к своей деятельности и профессии;
  • владения современными методами и технологиями в области науки, техники, производства, методологией и практикой планирования и оценки рисков, выбора оптимальных решений;
  • готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
 
     3.5. Содействие развитию форм, методов и способов наиболее эффективного профессионального отбора студентов  для дальнейшего профессионального обучения:
  • выявление наиболее одарённых и подготовленных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научно-исследовательской деятельности, создание благоприятных условий для развития их творческих способностей;
  • содействие отбору способной молодёжи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях, пополнения научных и научно-педагогических кадров;
 
     3.6. Содействие государственному и самостоятельному трудоустройству выпускников вуза:
  • привлечение студентов к участию в научной и практической работе коллективов, где требуются молодые специалисты;
  • создание и развитие молодёжных творческих объединений;
  • содействие трудоустройству выпускников в соответствии с потребностями научных и производственных коллективов.
 
4. Организационное строение НИРС
 
     4.1. Контроль за организацией и ведением НИРС осуществляет Совет по НИРС.
 
     4.2. Руководство работой студентов поручается:
  • профессорам – до 5 (но не менее 2) студентов с разных курсов;
  • ведущим доцентам, накопившим опыт руководства творческой работой студентов и работающим над докторскими диссертациями – до 3 студентов с разных курсов;
  • совместно профессорам и преподавателям – до 2 студентов на каждого преподавателя.
     За научную работу студентов отвечает кафедра, руководитель (преподаватель) и ответственный за НИРС факультета.
 
     4.3. Для системного решения проблем выделено три основных вида организации НИРС, что предполагает различные задачи, формы и методы её организации.
 
     4.3.1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является активизация процесса обучения по принципу: чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы. Содержание данного вида научной работы – изучение литературы, подготовка рефератов, докладов, курсовых работ и проектов, содержащих научно-исследовательские разделы.
 
     Подразделения университета, участвующие в организации и ведении этой формы НИРС – деканы факультетов и их заместители, заведующие и преподаватели кафедр. Деканы и их заместители должны предусмотреть в учебных планах включение элементов НИР в учебные занятия, задания, выполнение курсовых и дипломных работ с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера. Заведующие кафедрами обеспечивают выполнение студентами НИР, включённых в учебные планы.
 
     Основными функциями данного вида НИРС являются: непосредственное руководство НИРС, отбор на конкурсной основе и выдвижение лучших работ на соискание премий и грантов Учёного совета, администрации Астраханской области, Минобразования России и др.
 
     4.3.2. Научные исследования, дополняющие учебный процесс. Здесь основной задачей является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности обучения в магистратуре или аспирантуре. Содержание научной работы на этом этапе – олимпиады, конкурсы, научные конференции, семинары.
 
     Для организации данного вида НИРС приказом ректора создаются команды под руководством научного руководителя. Для этого деканы и их заместители в начале учебного года на каждой кафедре организуют общее собрание студентов и сотрудников кафедры, на котором кратко научные руководители НИР знакомят студентов со своей научной работой, что позволяет осознанно подойти к выбору темы исследования и научного руководителя.
 
     Научный руководитель создает команду из числа студентов, пожелавших заниматься прикладными, методическими и поисковыми научными исследованиями. От научных руководителей требуется выявление наиболее способных и талантливых студентов, оказание научно-методической помощи в различных областях знания и практической деятельности.
 
     Руководитель подбирает каждому члену команды тему исследования в рамках научного направления кафедры. Тема должна содержать элемент новизны, позволить студенту провести небольшое самостоятельное исследование. Задание определяется с учётом индивидуальности студента, его склонности к теоретической или экспериментальной работе. Объём планируемой работы должен укладываться в рамки времени, отведенного на НИРС.
 
     Основными функциями на данном этапе НИРС являются: информационная поддержка проводимых олимпиад, конкурсов, научных конференций и семинаров, отбор на конкурсной основе и выдвижение лучших работ на соискание премий и грантов Учёного совета, администрации Астраханской области и Минобразования России, награждение грамотами, дипломами, призами и премиями лучших работ, а также отбор наиболее одарённых студентов для стажировки за рубежом и обучения в аспирантуре АГУ.
 
     4.3.3. Научные исследования, параллельные учебному процессу. Основная задача  – научная профессионализация студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация, подготовка к конкретной области научной деятельности, выбор научного руководства. Содержание работы на этом этапе – участие в плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, грантам, коммерциализация результатов научной деятельности.
 
     Необходимо добиться, чтобы каждый студент за срок обучения получил не менее одного гранта.
 
5 . Куратор НИРС
 
     5.1. Для осуществления контроля за выполнением НИРС Совет по НИРС совместно с деканатами и дирекциями институтов назначает куратора НИРС по факультету.
 
     5.2. Для осуществления возложенных на него функций куратор НИРС вправе:
  • вносить предложения Совету по НИРС;
  • требовать от участников НИРС соблюдения положения по НИРС;
  • представлять Совету по НИРС АГУ отчёт о проделанной работе по НИРС и своё особое мнение по вопросам, связанным с деятельностью НИРС;
  • совершать иные действия в целях надлежащего контроля за соблюдением всеми участниками НИРС требований настоящего положения.
 
6. Материальное обеспечение НИРС
 
     6.1. Необходимые материальные затраты (на оборудование, энергию, химикаты, материалы и др.), связанные с проведением научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, выполняемых студентами на кафедрах, в научных лабораториях, в студенческих научно-технических объединениях, проводятся в установленном порядке за счёт средств, поступающих в вуз из бюджетов на образовательную деятельность и научно-исследовательскую работу, от заказов на договорные работы и услуги, иных внебюджетных источников.
 
     6.2. Формы и методы финансирования системы НИРС осуществляются вузом в соответствии с законодательными и подзаконными актами, нормативными, регламентирующими и рекомендательными документами соответствующих министерств и ведомств, его Уставом и конкретными условиями деятельности.
 
     6.3. Выделение средств на научную работу студентов и контроль за их расходованием на всех кафедрах и во всех других подразделениях вуза осуществляется ректоратом.
 
     6.4. Студенты, участвующие в научно-исследовательской работе, бесплатно пользуются оборудованием, приборами, вычислительной и иной техникой учебных и научных подразделений вуза.
 
     6.5. Вуз планирует и проводит организационно-массовые мероприятия системы НИРС за счёт средств вуза, а также дополнительно привлечённых для этого ресурсов из законных источников. Финансирование проведения отдельных конкретных мероприятий может осуществляться за счёт средств, выделяемых Минобразования России.
 
7. Меры поощрения студентов и руководителей НИРС
 
     7.1. Функционирование и развитие НИРС предусматривает совершенствование механизмов стимулирования студентов, участвующих в научно-исследовательской работе, преподавателей и сотрудников, руководящих научной работой студентов. Основными формами стимулирования являются:
  • установление стимулирующей доплаты студенту и научному руководителю за каждую заявку, направленную на региональные, всероссийские и международные конкурсы; дополнительное поощрение авторов и научных руководителей работ, завоевавших гранты;
  • учёт результатов, полученных в процессе выполнения научной работы, при оценке знаний (зачёты, экзамены и т.п.) на различных этапах обучения;
  • поощрения за публикацию и депонирование научных работ;
  • выдвижение наиболее одарённых студентов на соискание государственных научных и именных стипендий, стипендий Учёного совета вуза, стипендий, учреждаемых различными организациями и фондами и т.д.;
  • представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей;
  • командирование для участия в различных отечественных и зарубежных научных форумах студентов;
  • рекомендации для обучения или стажировки в ведущих учебно-научных центрах Российской Федерации или за рубежом;
  • рекомендации для обучения в магистратуре, аспирантуре;
  • финансовая и материально-техническая поддержка кафедр, лабораторий и научных коллективов, активно работающих в системе НИРС.
 
     7.2. За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организации системы НИРС, студенты, профессорско-преподавательские и научно-технические работники могут награждаться почётными грамотами, дипломами, ценными подарками, премироваться денежными премиями, направляться для участия на престижных выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах.
 
     7.3. Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы Советом по НИРС к поступлению в аспирантуру с предоставлением права преимущественного зачисления в нее при прочих равных условиях. При этом в качестве научных рефератов при зачислении в аспирантуру могут быть засчитаны работы, получившие признание на международных и всероссийских конкурсах, и научные публикации.
 
     7.4. Поощрение и стимулирование многолетней и плодотворной деятельности по руководству, организации и научно-методическому обеспечению научно-исследовательской работы студентов, её совершенствованию и развитию представляются к отраслевой награде – нагрудному знаку Минобразования России «За развитие научно-исследовательской работы студентов», которым могут награждаться:
  • преподаватели и научные сотрудники, более пяти лет работающие в составе конкурсных комиссий, организующие НИРС вуза (факультета) и внёсшие значительный вклад в её развитие;
  • студенты и молодые учёные, принимающие активное участие в научно-исследовательской работе и её организации и добившиеся больших успехов в научном, научно-техническом творчестве, учёбе и общественно-творческой деятельности;
  • руководители, активно участвующие в ежегодном открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации и добившиеся высоких результатов в организации НИРС в вузе.
  • научные руководители проектов, получивших российские и зарубежные гранты.

Последнее редактирование: 25-11-2016, Юлия Владимировна Андросова