Астраханский государственный университет / Комментарии / Планирование карьеры и трудоустройство: вы спрашивали, мы отвечаем
Новости

Комментарии

Планирование карьеры и трудоустройство: вы спрашивали, мы отвечаем


Новости


Объявления


Планирование карьеры и трудоустройство: вы спрашивали, мы отвечаем

29.03.2017

Версия для печатиВерсия для печати

В Астраханском государственном университете была проведена интернет-конференция «Взаимодействие университета и компаний работодателей как условие социально-экономической адаптации выпускников на рынке труда». О её результатах рассказали руководитель Центра планирования карьеры С. Х. Ахмедова, начальник Отдела практик М. Е. Акмамбетова, доцент кафедры общей и когнитивной психологии С. В. Агафонова.

– Стоит ли задумываться о месте работы, будучи студентом?

– Как показывает практика, задумываться о том, где работать, необходимо ещё будучи студентом, потому что в процессе обучения в вузе молодой человек формируется и как личность, и как специалист. К моменту получения диплома выпускник уже должен определиться, какую организацию он выберет для трудоустройства.

С. Х. Ахмедова

 

На что обращают внимание современные работодатели при приёме на работу?

– Центр планирования карьеры АГУ постоянно проводит опросы работодателей о том, что они ценят в специалистах. Мы проранжировали ответы руководителей по пятибалльной шкале:

1) умение применять профессиональные знания на практике;

2) общий уровень культуры;

3) здоровье, стрессоустойчивость;

4) активность, инициатива и творчество;

5) стремление к успеху.

С. Х. Ахмедова

 

– Как использовать время учёбы в вузе, чтобы подготовиться к рынку труда?

– Нужно помнить, что профессиональное учебное заведение, как и другие организации, является работодателем. Как правило, любой вуз охотно берёт на работу своих выпускников, поэтому студенты могут начать свой профессиональный рост в родном университете параллельно с получением высшего образования.

На первых курсах можно попробовать себя в организационной работе, например, готовить внутривузовские мероприятия: конференции, круглые столы, спортивные соревнования. Это даст вам преимущество к 3–4 курсам, когда должен начинаться активный поиск места трудоустройства.
 

М. Е. Акмамбетова

 

– Многие студенты и работают, и учатся. Что это даёт?

– Конечно, совмещение учёбы и работы удаётся не каждому студенту. В тоже время, такая занятость имеет преимущества для трудоустройства в дальнейшем: нарабатывается стаж и опыт работы, есть шанс испытать себя и приобрести уверенность, появляется дополнительный источник доходов.

Можно искать возможность устроиться на стажировку или найти временную работу в компании в период прохождения производственной практики. Стажировка имеет преимущество перед временной работой: оно заключается в том, что после стажировки есть возможность остаться в компании на постоянную работу.

Один из ключевых критериев – осознанность выбора. Если к последним курсам студент будет знать, почему он выбрал то или иное направление деятельности, это будет служить ему серьёзным конкурентным преимуществом перед остальными кандидатами.

С. Х. Ахмедова

 

– Как правильно написать резюме для устройства на работу?

– Существует достаточно много примеров написания резюме. Самое главное, чтобы ваше резюме совпадало с требованиями работодателя. Прежде чем написать резюме, подробно узнайте все подробности в компании, где вы хотели бы работать. Приведу пример резюме из энциклопедия «Карьера» (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2007).

 

Резюме

Резюме должно состоять из 1–2 страниц:

1. Фамилия, имя, отчество.

Рекомендуется писать крупными буквами (18–20 кегли шрифта) по центру вверху. Непосредственно слова «фамилия», «имя», «отчество» писать не следует.

2. Контактная информация.

Укажите свой телефон, адрес электронной почты и домашней страницы (если имеется). Указывать домашний адрес желательно, но необязательно. Одним словом, напишите те средства связи, по которым с вами можно быстро и оперативно связаться.

3. Напишите, на какую вакансию, работу или область деятельности вы претендуете, обозначьте границы профессиональных интересов. Здесь также можно указать ваши пожелания и требования к будущему месту работы.

4. Образование (основное и дополнительное).

Представьте информацию как о фундаментальном образовании, так и о дополнительном: курсах, семинарах, тренингах, стажировках и т. д. Указываются необходимые данные по каждому месту учёбы:

  • дата поступления;
  • дата окончания (месяц/год);
  • название учебного заведения, название факультета;
  • уровень образования (среднее, среднетехническое, незаконченное высшее, высшее и т. п.);
  • название специальности.

5. Опыт работы (если имеется).

Укажите данные по каждому месту работы, начиная с последнего (текущего):

  • дата поступления;
  • дата окончания (месяц/год);
  • наименование компании;
  • направление деятельности компании;
  • название вашей должности;
  • функциональные обязанности, желательно подробно;
  • приобретённые навыки, знания, умения, достижения (конкретные факты из профессиональной деятельности).

Для студентов и выпускников этот раздел может содержать информацию как об оплачиваемой, так и о неоплачиваемой работе (написание курсовой работы, диплома, общественная деятельность).

6. Профессиональные навыки и знания.

Перечислите свои навыки и знания, подходящие для той должности, которая является целью вашего резюме, а также укажите:

  • уровень владения компьютером, специальными программами;
  • владение оргтехникой (факсом, модемом, сканером, копировальным оборудованием, офисной АТС и т. п.).

7. Профессиональные сертификаты.

Укажите, если имеются.

8. Знание языков.

Укажите язык и уровень владения (начальный / продвинутый / свободное владение).

9. Личные данные (необязательно).

В этом разделе вы можете указать такие сведения, как:

  • дату рождения;
  • возможность командировок;
  • семейное положение, наличие детей;
  • наличие водительских прав.

М. Е. Акмамбетова

 

– Какие умения и навыки важно получить в процессе обучения в университете для успешной адаптации в дальнейшем на рынке труда?

– Современному работодателю известна так называемая формула успеха: 20 % зависит от производства, 80 % – от людей. Эта формула не только отражает значимость специфической профессиональной подготовки к тому или иному виду деятельности, но и показывает, насколько для эффективности дела важны личностные качества специалиста. Студентам и выпускникам нужно это понимать и быть готовыми проявить свои коммуникативные, организаторские и другие личностные компетенции. Что касается коммуникативных умений, то на сегодняшний день у молодых людей они достаточно развиты, и здесь ситуация обстоит благополучно.

Гораздо больше сложностей возникает, когда дело касается навыков организации собственной деятельности: умения планировать свою работу, разбивать её на отдельные этапы, выполнять задачи каждого этапа, соблюдая установленные сроки. Казалось бы, я говорю о достаточно простых вещах: планируй – организуй – исполняй – получай результат. Однако именно эти навыки сформированы только у 50 % обучающихся. Эта лучшая половина студентов показывает хорошие результаты в учёбе, справляется с выполнением заданий преподавателя, формирует свою профессиональную компетентность и, соответственно, выходит на рынок труда достаточно подготовленной. Ведь учебная деятельность – это не только получение знаний и умений, но и формирование ответственности за результаты выполнения порученных заданий, привычки трудиться, разбираться в непонятных вопросах, соблюдать сроки, дисциплину. В учебной деятельности также происходит апробация в системе взаимодействия «преподаватель – студент», которая подобна системе «руководитель – работник».

Как человек приучается выполнять поставленные задачи, будучи студентом, так в и дальнейшем, устраиваясь на работу, он будет реализовывать свою профессиональную деятельность. Если он привык опаздывать на занятия, пропускать их, не делать задания или делать их с опозданием, с ошибками, то эта привычка проявит себя и в работе. А такое отношение ни к какому профессиональному развитию не приведет. Таким студентам необходимо уже сейчас менять отношение к учёбе и постепенно, шаг за шагом избавляться от названных выше вредных привычек.
 

С. В. Агафонова

 

– В настоящее время стало актуальным планировать карьеру. С чего начать?

– Важнейшее значение имеет сформированность личностной позиции человека, которая основана на стремлении к максимальному использованию своих индивидуальных и профессиональных ресурсов для получения предметных результатов деятельности, имеющих положительную социальную ценность. Будущим специалистам нужно помнить, что карьера – это не только профессиональный рост, средство самовыражения и удовлетворения трудом на протяжении жизни самого себя. Это способ сделать лучше жизнь многих других людей, для которых, собственно, и трудится человек. Ведь каждый вид профессиональной деятельности имеет определённую цель: оказать социальную помощь, дать юридическую консультацию, настроить вычислительную технику и т. п.

Очень важно для удовлетворения человека своим трудом и совершенствования его как профессионала, чтобы выбранное им направление деятельности соответствовало его способностям – как их уровню развития, так и профилю. Выделяют шесть типов профессиональных способностей (по Дж. Голланду): реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный. Тем, кто не знает свой тип способностей, можно порекомендовать пройти тестирование по методике Дж. Голланда на определение профессионального типа личности. Люди, занятые в профессии, которая их типу, более удовлетворены работой, трудятся с максимальной эффективностью и ценятся в организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, которая не соответствует их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, иметь низкую мотивацию.

С. В. Агафонова

Подписка на рассылку новостейПодписаться на рассылку новостей АГУ


Последнее редактирование: {section.last_edit}