Кучерук Ирина Владимировна

Уровень образования:
высшее.

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

«История, обществоведение и английский язык».



Квалификация:

учитель истории, обществоведения и английского языка.



Учёная степень:
доктор культурологии.

Учёное звание:
доцент.

Должность:

профессор кафедры истории России.



Стаж работы по специальности:

29 лет.



Общий стаж работы:

35 лет.



Сфера научных интересов:

история культуры России и США; культурология образования; теория и методика обучения истории в школе и в вузе.



Преподаваемые дисциплины:

«Современные проблемы науки и образования», «Теоретические и методические основы преподавания истории в высшей школе», «Теория и методика обучения истории», «Теория и методика обучения истории и обществознанию».



Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
  • повышение квалификации по программе «Изучение опыта совершенствования производства на основе технологий снижения издержек» (Астраханский государственный университет, 2009);
  • повышение квалификации по программе «Информационно-коммуникационные технологии в преподавательской деятельности» (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2009);
  • повышение квалификации по программе «Информационно-аналитическое обеспечение управления и информационные ресурсы в образовании» (Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе Департамента образования г. Москвы, 2009);
  • повышение квалификации по программе «Лидерство в образовании» (Астраханский государственный университет, 2011);
  • профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (Институт мировой экономики и финансов, 2014);
  • повышение квалификации по программе «Использование системы дистанционного обучения MOODLE в образовательном процессе» (Астраханский государственный университет, 2017).


Список основных публикаций

Монографии

• Кучерук И. В. Образовательные системы России и США как сфера репрезентации национальных менталитетов: историко-культурный аспект : монография. – Астрахань-Москва, Издатель : Сорокин Роман Васильевич, 2010. – 292 с.
• Кучерук И. В. Основные направления диалога культур России и США в сфере образования (конца XX – начала XXI в.) : монография. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2007. – 187 с.
• Кучерук И. В. Развитие воображения учащихся в процессе применения технологии игрового обучения истории // Технология решения частных педагогических задач : монография. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 1999. – С. 352–375.
• Кучерук И. В. Подготовка студентов педагогического вуза к инновационной деятельности // Технология подготовки специалистов в педагогическом университете : монография. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 1999. – С. 218–225.
• Кучерук И. В. Структурно-функциональный план рассмотрения игры (психологический аспект) // Проблемы социально-экономического развития аридных территорий : монография. – Астрахань-Москва : Изд-во Института аридного земледелия, 2001. – Т. II. – С. 421–425.

Статьи, тезисы

Кучерук И. В. Трансформация современного отечественного образования в контексте межкультурного взаимодействия России и США // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. – № 2. – С. 242–249.
• Кучерук И. В. Основные концепты и противоречия американского менталитета (историко-культурный аспект) // Вопросы культурологии. – 2008. – № 6. – С. 16–19.
• Кучерук И. В. Диалог цивилизаций и культур в XXI веке : культурологический и правовой аспекты // Вопросы культурологии. – 2008. – № 3. – С. 38–42.
• Кучерук И. В. К вопросу о расхождении и аутентичности культур России и США // Философия образования. – 2007. – № 2. – С. 241–245.
• Кучерук И. В. Культурологический аспект модернизации образования США в конце XX века // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Основные аспекты философских и культурологических исследований. – 2007. – Спецвыпуск. – С. 77–80.
• Кучерук И. В. Диалог как интегративная категория научного знания // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 17–20.
• Кучерук И. В. Об аутентичном и дивергентном в истории и культуре России и США // Вопросы культурологии. – 2007. – № 6. – С. 31–36.
• Кучерук И. В. Условия осуществления диффузии культур в современном мире // Вопросы культурологии. – 2007. – № 3. – С. 44–50.
• Кучерук И. В. Диалог как системообразующая категория // Вестник Астраханского технического университета. – 2006. – № 6. – С. 300–306.
• Кучерук И. В. К вопросу об эффективности диалога культур в современном мире // Вестник Астраханского технического университета. – 2006. – № 5. – С. 101–107.
• Кучерук И. В. Концепты «пространство» и «время» в структуре американского менталитета (историко-культурный аспект) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки (история). – 2009. – № 6. – С. 89–91.
• Кучерук И. В. Американский менталитет : вчера и сегодня // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С. 23–29.
• Кучерук И. В. Некоторые аспекты культурной политики Соединённых Штатов Америки в исторической ретроспективе // Вестник Саратовского социально-экономического университета. – 2009. – № 5. – С. 177–180.
• Кучерук И. В. Историко-культурные истоки системы образования Соединённых Штатов Америки // Вестник Саратовского социально-экономического университета. – 2009. – № 4. – С. 207–210.
• Кучерук И. В. Трансформация современного отечественного образования в контексте общемировых тенденций // Молодёжь и образование – 2010: факторы и стратегии карьерной успешности : мат-лы Международной научно-практической конференции. – Астрахань, Издатель : Сорокин Роман Васильевич, 2011. – С. 59–63.
• Кучерук И. В. Инокультурное влияние как фактор становления высшей школы России (ретроспективный подход) // Социально-гуманитарное образование высшей школы России в XXI веке : мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции. – Астрахань : Изд-во АГТУ, 2009. – С. 336–339.
• Кучерук И. В. Формирование традиций отечественного образования в инновационной парадигме (конец XVIII – начало XX вв.) // Инновационная деятельность в сфере образования – приоритетное направление политики государства : мат-лы Международной заочной научно-практической конференции. – Астрахань : Изд-во Астраханского технического университета, 2009. – С. 39–44.
• Кучерук И. В. Инокультурное влияние как фактор реформирования американского образования во второй половине XX века // Образование и глобальное развитие : объединяя мир через знания : сборник статей Международной научной конференции. – Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. – С. 398–410.
• Кучерук И. В. Технологический аспект обучения в современных образовательных учреждениях Соединённых Штатов Америки // Электронная культура. Преодоление информационного неравенства : мат-лы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.Е. Рябцева. – Астрахань : Изд-во «Факел», 2008. – С. 164–166.
• Кучерук И. В. Ценностные доминанты культуры Соединённых Штатов // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки : мат-лы Всероссийской научной конференции. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2007. – С. 47–50.
• Кучерук И. В. Диалог как направление политики мирового сообщества и средство сохранения культурной идентичности // Мир на Северном Кавказе : мат-лы IV Международного философского конгресса. – Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2007. – С. 26–27.
• Кучерук И. В. Ретроспективный анализ диалога культур России и США в сфере образования // Научный прогресс на рубеже тысячелетий : мат-лы II Международной научной конференции. – Белгород : Наука, 2007. – С. 44–51.
• Кучерук И. В. Парадоксы американской толерантности и культурной политики // Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций : мат-лы IV Международной научной конференции : в 2-х ч. / отв. ред. : П.Л. Карабущенко, Л.В. Баева. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2007. – Ч. 2. – С. 249–253.
• Кучерук И. В. Модели межкультурного взаимодействия в современном мире // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность : мат-лы Научно-практической конференции. – Астрахань : Изд-во «Факел», 2007. – Вып. 9. – С. 63–67.
• Кучерук И. В. Аксиологические доминанты североамериканской культуры // Наука и образование – гуманитарный потенциал развития общества : мат-лы Научно-методической конференции. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – С. 222–226.
• Кучерук И. В. Диалог культур и цивилизаций – приоритетное направление деятельности мирового сообщества на рубеже XX–XXI вв. // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность : мат-лы Научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – Вып. 7. – С. 210.
• Кучерук И. В. Инновационные процессы в деятельности вуза : содержательный и организационно-методический аспекты // Инновационные процессы в деятельности вуза : содержательный и организационно-методический аспекты : мат-лы Внутривузовской научно-методической конференции. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – С. 27–32.
• Кучерук И. В. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1989. – № 4. – С. 91–99.
• Кучерук И. В. Учебные игры как средство гуманизации школьного исторического образования // Подготовка студентов к воспитательной работе с учащимися : тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. – Астрахань : Изд-во АГПИ, 1990. – С. 79–80.
• Кучерук И. В. Игра как средство активизации воображения учащихся на уроках истории в 8 классе // Тезисы докладов преподавателей и сотрудников Астраханского педагогического института. – Астрахань : Изд-во АГПИ, 1991. – С. 162.
• Кучерук И. В. Классификация педагогических технологий // Современные технологии обучения и воспитания в школе и вузе : тезисы докладов Региональной конференции. – Астрахань : АОИУУ, 1995. – С. 36–37.
• Кучерук И. В. О традиционных и альтернативных педагогических технологиях // Современные технологии обучения и воспитания в школе : тезисы докладов Научной конференции. Гуманитарные науки. – Астрахань : АОИУУ, 1995. – Вып. 5. – С. 95.
• Кучерук И. В. Ситуационное моделирование в процессе школьного изучения общественных дисциплин // Общество и государство: проблемы исторического развития. – 1997. – Вып. 1–2. – С. 83–90.
• Кучерук И. В. Лики образования Астрахани XIX века // Астраханский край: история и современность (к 280-летию образования Астраханской губернии). – Астрахань : Изд-во АГПИ, 1997. – С. 161–162.
• Кучерук И. В. Страницы истории образования в нашем крае // Общество и государство: проблемы исторического развития. – 1998. – Вып. 3. – С. 96–103.
• Кучерук И. В. Из истории элитных учебных заведений Англии (кон. XVIII – 30-е гг. XIX вв.) // Элитологические исследования. – 1998. – № 2–3. – С. 85–88.
• Кучерук И. В. Образные задания на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 7. – С. 43–48.
• Кучерук И. В. Задачник по истории Астраханского края // Преподавание истории в школе. – 2003. – № 2. – С. 48–53.
• Кучерук И. В. Архиереи Астраханской Епархии и развитие духовного образования в Астраханском крае во второй половине Х1Х века // Астраханская епархия и духовное возрождение России : сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции. – Астрахань : Изд-во «Факел», 2002. – С. 38–40.
• Кучерук И. В. Инновации в деятельности высших учебных заведений Астраханской области // Федеральные и региональные проблемы образования и пути их решения в системах открытого образования : мат-лы I Межрегиональной научно-практической конференции. – Астрахань : Изд-во «Нова», 2002. – С. 74–76.
• Кучерук И. В. Интерактивность как категория современной теории и практики обучения // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность : мат-лы Научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2003. – Вып. 5. – С. 77–81.
• Кучерук И. В. Предупреждение интолерантного поведения субъектов образовательного процесса // Гуманитарность. Коммуникации. Толерантность : межвузовский сборник научных статей. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2003. – Т. 1. – С. 27–29.
• Кучерук И. В. Инновационные процессы в деятельности вуза: содержательный и организационно-методический аспекты // Инновационные процессы в деятельности вуза : содержательный и организационно-методический аспекты : мат-лы Внутривузовской научно-методической конференции. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2004. – С. 27–32.
• Кучерук И. В. Интерактивный учебник: теория и практика // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность : мат-лы Научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2004. – Вып. 6. – С. 74–76.

Учебно-методические пособия

• Кучерук И. В. Задачник по истории Астраханского края : пособие для учителя. – Астрахань : Изд-во ОИУУУ, 1997. – 48 с.
• Кучерук И. В. Горбунов Н. П., Афанасьев С. Н. История казачества в Астраханском крае : учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования. – Астрахань : Изд-во «Нова», 2002. – 233 с.
• Кучерук И. В. Памятка астраханских казачат : пособие для учащихся. – Астрахань, Издатель : Сорокин Роман Васильевич, 2013. – 76 с.
• Кучерук И. В. Технология игрового обучения истории в школе : пособие для учителя. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2011. – 160 с.

Методические рекомендации

• Кучерук И. В. Учебные игры на уроках истории : методические рекомендации. – Астрахань : Изд-во АГПИ, 1995. – 24 с.
• Кучерук И. В. Технология игрового обучения (на материале учебного предмета «История») : методические рекомендации. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 2001. – 70 с.


Последнее редактирование: {section.last_edit}