Сервисы

Интервью с деканом аграрного факультета АГУ Н.М. Семчук

Н.М. СемчукНадежда Михайловна, расскажите о специальностях вашего факультета.
– Сейчас на аграрном факультете идёт подготовка студентов по семи специальностям. Начнём, пожалуй, со специальности «Агрономия». Это самая первая из аграрных специальностей в университете, она была открыта в 2002 году. Наши выпускники работают в Россельхознадзоре, в фермерских хозяйствах, в фирмах по озеленению и т.п.
Вторая специальность – «Зоотехния». Здесь востребованность очень велика. Дело в том, что сейчас средний возраст зоотехников в нашей области – 64 года.
– Почему?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на несколько десятилетий назад. В советское время в Астраханской области никогда не готовили специалистов аграрного профиля, в частности – зоотехников. Желающие получить это образование ехали в Ростов, Волгоград, Саратов, Ставрополь. В период перестройки в силу ряда причин (прежде всего финансовых) это перестало быть возможным. В результате почти 15 лет притока новых квалифицированных кадров в отрасли не было.
Замечу, что мы открывали все наши специальности, ориентируясь на потребности рынка труда Астраханской области. Здесь нам помогают департамент занятости и министерство сельского хозяйства. Сейчас в нашей области делается ставка на развитие нетрадиционного животноводства – верблюдоводства, гусеводства. Здесь можно получить хорошие деньги, а специалистов нет. Проблема кадров настолько остра, что на работу приглашают студентов. Например, студент 4 курса Саша Малов с января 2008 года начал трудиться главным зоотехником Лиманского района и оказался на своём месте.
– Как ему удаётся совмещать такую сложную работу с учёбой?
– У него индивидуальный график посещения занятий, часть выполненных заданий он присылает по электронной почте, а 2–3 раза в неделю приезжает на занятия. Для таких студентов мы выделяем кураторов, которые помогают организовать обучение. Кстати, если на 1–3 курсах Саша учился на «3» и «4», то сейчас – только на «5». Особенно приятно, что он планирует поступать в аспирантуру по своей специальности.
Следующая специальность – «Почвоведение». Она уникальна. В Южном федеральном округе таких специалистов готовим только мы и Ростов. Наших выпускников ждут не только в мелиорации и агрохимии, но и в области земельного кадастра. Старшекурсники-почвоведы уже работают в кадастровой палате, в Россельхознадзоре, в областной агрохимлаборатории, в «Меже» и других фирмах. Кроме того, у нас есть аспирантура и диссертационный совет по этой специальности. Каждый год 3–4 человека продолжают своё обучение после получения высшего образования. Причём наши ребята успевают и работать по специальности, и защищать диссертации. Так, в конце мая состоится защита кандидатской диссертации Андрея Сорокина – аспиранта 2 года обучения. Конечно, огромная заслуга здесь принадлежит кафедре почвоведения. Это очень мощное по своему интеллектуальному потенциалу структурное подразделение факультета, ежегодно получающее несколько грантов РФФИ, имеющее хоздоговоры на выполнение научных работ, гранты федеральных целевых программ. Все сотрудники прошли повышение квалификации в МГУ им. Ломоносова. На этой кафедре есть совместная с Почвенным институтом им. Докучаева (Москва) научная лаборатория мониторинга почвенно-растительного покрова.
«Ветеринария» – очень востребованная специальность и в селе, и в городе. Это единственная специальность, где мы не приветствуем работу во время обучения, поскольку у этих студентов очень много предметов, которые изучаются на базе ветеринарных клиник. Дистанционно оперировать и диагностировать не научишься! В этом году у нас первый выпуск – 12 человек, все планируют работать по специальности.
Особо хочется сказать о специальности «Механизация сельского хозяйства». Сейчас в село поступает современная техника, для работы с которой среднего образования не хватает. Наши выпускники очень востребованы! Недавно была Ярмарка вакансий, где на 24 места пришлось 16 выпускников. Правда, все они год после окончания вуза будут служить в армии. Но у них уже есть работа!
– Правильно ли я поняла, что работодатели готовы ждать их целый год?
– Да! Ведь сейчас в Астраханской области работают вахтовым методом механизаторы из Волгограда. Так что наши ребята очень нужны!
Ещё одна специальность – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Знаете ли Вы, что 50 % урожая остаётся в поле из-за крайне низких закупочных сезонных цен? Прибыль имеет тот, кто сам занимается переработкой. В Астраханском государственном техническом университете готовят технологов рыбной продукции, но это совершенно иное. Мы же планируем на базе заявленной специальности развивать ту специализацию, которая будет востребована рынком труда: переработку овощей, мяса или молока.
И последняя специальность – «Экономика и управление на предприятии АПК». Одно из важнейших направлений развития агропромышленного комплекса – кооперация и логистика. Фермеры, не объединившись, не сумеют выгодно реализовать свою продукцию. Открыли мы эту специальность по заказу нашей сельскохозяйственной кооперации.
Вообще, одним из направлений работы факультета является бизнес-ориентированное обучение. Специалист должен уметь организовать своё дело, и мы находим любые способы, чтобы научить наших ребят этому: студенты составляют бизнес-планы, проводят маркетинговые исследования, они вовлечены в грантовую деятельность.
Интересуетесь ли Вы как декан, где работают те, кто окончил аграрный факультет?
– Конечно! На каждой кафедре существует реестр выпускников, который содержит сведения о них, в частности – об их трудоустройстве. Кроме того, многие наши выпускники являются нашими же аспирантами. К ним же мы ведём студентов на практику. Так что знаем всё и обо всех!
Особенностью вашего факультета является практическая направленность международной деятельности, не так ли?
– Да, это так. Мы готовим современных конкурентоспособных специалистов, умеющих зарабатывать деньги. Наша задача – показать студентам, что у нас в селе можно и нужно хорошо зарабатывать. Делать это без знания того, как это делает Запад, невозможно. Мы хотим, чтобы студенты научились работать там, а потом здесь сделали всё по лучшим западным образцам. Приведу примеры нашего международного сотрудничества.
Немецкий союз экологического земледелия – это некоммерческая организация, которая существует за счёт членских взносов фермеров, работающих в экологическом земледелии. Они таким образом распространяют идею производства экологически чистой продукции. Нам это тоже интересно. Именно поэтому одна из практик наших студентов проходит в Германии.
В Великобритании мы сотрудничаем с рекрутской фирмой, которая устраивает студентов на работу к фермерам либо на сельскохозяйственные предприятия. Ребята съездили в эту страну, остались очень довольны, неплохо заработали. Кроме того, там было создано Международное сообщество студентов: немцы, испанцы, шведы, итальянцы и др. Все те, кто побывал в Великобритании, до сих пор поддерживают контакты друг с другом.
В этом году наши студенты впервые проходят практику во Франции. Начало этому процессу положил проект TEMPUS, представители которого несколько раз приезжали в АГУ, общались со студентами, преподавателями.
Коль уж мы заговорили о практиках… Они на вашем факультете очень разные: и по видам, и по местам проведения. Расскажите о самых ярких.
– На мой взгляд, все наши практики интересны, необычны. Расскажу, пожалуй, о двух.
На учебно-методическом объединении по агроинженерному образованию я познакомилась с начальником отдела Ростсельмаша – Ростовского завода, который производит комбайны, – и узнала, что у них есть программа стипендиальной поддержки студентов. В результате четверо наших ребят прошли там практику, при этом завод не только дал им возможность заработать на производстве, но и выплачивал стипендию (дополнительно к нашей) в размере 6000 рублей ежемесячно. Этой осенью они снова на три месяца ездили в Ростов на стажировку. И самое главное заключается в том, что наши студенты получили заказы от Ростсельмаша на выполнение дипломных проектов.
Ещё одна эксклюзивная практика была инициирована моими очень активными студентами! В прошлом году третьекурсницы нашли Экспериментальный институт ветеринарной медицины в Москве, созвонились с директором и договорились о практике. Им предоставили бесплатное общежитие, взяли на работу лаборантами на все три месяца. Результатом практики остались довольны и москвичи, и мы. В этом году факультет посылает туда студентов, уже зная, что их там охотно примут.
Давайте поговорим о студенческой жизни на вашем факультете.
– Я сама в своё время была очень активной студенткой, да и опыт работы деканом показывает, что ребята, которые активно участвуют в общественной жизни, успевают всё: и любить, и работать, и учиться, и играть, и плясать. Но этому их надо учить. А у нас особое внимание к досугу студентов потому, что мы с ними очень близки, много общаемся на бытовом уровне. Ведь студенты вместе с профессорами и доцентами всех возрастов ездят в экспедиции, живут в палатках, готовят еду на костре и т.п. Студенты-зоотехники принимают роды у элитных коров, днюют и ночуют там, а преподаватели организуют их быт, носят им еду, потому что ребята не могут оторваться от процесса.
Как видите, сами условия работы нашего факультета приводят к тому, что преподаватели и студенты становятся одной большой семьёй.
Часть занятий у вас проходит в корпусе, расположенном в селе Начало. Как обстоят дела с транспортом?
– В этот корпус ребят бесплатно возят 2 автобуса. График их движения составлен таким образом, что проблем здесь практически не бывает. Это очень удобно. Добавлю для родителей студентов: при такой организации процесса сбежать с занятий невозможно!
Ряд дисциплин, которые преподаются на вашем факультете, требуют специально оборудованных помещений…
– Именно так. Однако такое оборудование очень дорого, а купить хотелось бы сразу всё. Поэтому мы постепенно, используя средства нашего вуза, а также различные гранты, решаем эту проблему. Кроме того, в нашем распоряжении находится оборудование всех ветеринарных клиник и лабораторий города, у нас заключён договор с Управлением ветеринарной службы Астраханской области, которое в своё время помогло нам открыть эту специальность. Впрочем, мы тоже помогаем коллегам. Например, нам удалось приобрести аппарат для ультразвуковых исследований, такого нет ни в одной ветеринарной клинике региона.
Мы используем и другие возможности. Например, дисциплину «Капельное орошение» нашим студентам преподаёт заместитель министра сельского хозяйства Астраханской области В.А. Шляхов, который все практические занятия проводит в полях, обучая студентов работать на используемом там оборудовании.
И ещё. Сейчас строится уникальный тепличный комплекс в Лиманском районе. У нас уже есть договорённость о том, что специалисты будут знакомить наших ребят с этим оборудованием.
– Расскажите о научной деятельности вашего факультета.
– У нас 5 кафедр, на каждой из которых разрабатывается несколько научных направлений. Рассказ об этом, наверное, займёт очень много времени. Поэтому позволю себе охарактеризовать наукоёмкость факультета в целом.
3 года назад у нас был создан Научно-образовательный центр экологического земледелия, который действует очень успешно. Он помогает нам привлекать к исследовательской деятельности практически всех студентов. Отработана следующая схема создания временного творческого коллектива: доктор наук или опытный кандидат наук – аспирант – студент старшего курса – студент младшего курса. Такой коллектив является самой работоспособной единицей: молодое поколение, выполняя задания состоявшихся учёных, осваивает методику, постигает основы теоретического анализа и т.д.
На факультете очень активно работает студенческое научное общество. Каждый год мы проводим научную конференцию студентов и молодых учёных «Актуальные проблемы развития агропромышленного комплекса» (их уже прошло четыре), в которой принимают участие практически все студенты старших курсов. Кроме того, наши ребята выступают с докладами на конференциях в Москве, Питере, Ростове, Ставрополе. Мы стараемся как можно чаще отправлять их на различные научные форумы. И это даёт свои результаты: практически все студенты к моменту защиты дипломов имеют по 3–5 публикаций.
– Привлекаете ли вы специалистов из других вузов?
– Разумеется, мы используем любую возможность, чтобы привлечь к чтению лекций специалистов не только нашего факультета. Недавно мы провели анкетирование студентов, и анализ их ответов показал, что подобное расширение состава лекторов является очень мощным стимулом для развития интереса к учёбе. Вот смотрите: наши студенты имели (и, надеюсь, будут иметь) возможность общаться на профессиональные (и не только!) темы с академиками Дмитрием Сергеевичем Булгаковым, Николаем Ивановичем Стрекозовым и другими.
То есть студенты общаются с успешными людьми, сделавшими карьеру в нашей общей профессиональной сфере. Это ли не самый важный аргумент в пользу учёбы и науки? И ещё небольшое наблюдение. Студенты намного заинтересованнее, трепетнее, если хотите, относятся к тем дисциплинам, авторов учебников которых они знают лично.
– Каковы ваши планы?
– Сейчас мы ведём переговоры о возможных стажировках для наших студентов с израильской фирмой «Органитек» – лидером по производству тепличных комплексов. У нас заключён договор о намерениях с представителями финских сельскохозяйственных предприятий. Появление на факультете студентов, изучающих испанский язык, позволило нам начать сотрудничество с Испанией.
В планах и открытие новой специальности – «Земельный кадастр» (сейчас есть такая специализация у почвоведов). Кроме того, нас интересует возможность обучения студентов по направлению «Аквакультура». Выращивание морепродуктов, пользующихся сейчас повышенным спросом, очень перспективно! Кстати, 80 % продаваемых морепродуктов выращивается не в море, а на аквафермах. Так что условия и перспективы для создания подобного бизнеса в Астраханской области есть.
Беседовала Г.В. Белякова, главный редактор
Официального интернет-портала АГУ
12.05.2009

Последнее редактирование: 23-08-2011,

Хроника жизни факультета агробизнеса, технологий и ветеринарной медицины

Интервью с деканом аграрного факультета АГУ Н.М. Семчук