Концептуальная модель управления качеством образования в Астраханском государственном университете

Концептуальная модель управления качеством образования в Астраханском государственном университете разработана в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации № 3222 от 09.11.2000 г. «О проблемах качества реализации государственного образовательного стандарта в вузах Российской Федерации».

I. АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Астраханский государственный университет (АГУ) – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального подчинения, реализующее образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляющее подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняющее фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; являющееся ведущим региональным научным, методическим и инновационным центром.
Астраханский педагогический институт открыт Постановлением Совнаркома РСФСР от 25.03.1932 г. № 298. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1982 г. № 7393 вуз награждён орденом «Знак почёта». Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 29.06.1982 г. № 764 Астраханский государственный педагогический институт переименован в Астраханский ордена «Знак почёта» государственный педагогический институт. Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 06.11.1996 г. № 295 Астраханский государственный педагогический институт переименован в Астраханский государственный педагогический университет, а Приказом Минобразования России от 15.12.2002 г. № 4379 – в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет».
Учредителем АГУ является Правительство Российской Федерации; полномочия учредителя осуществляет Рособразование. Деятельность АГУ строится на основе Устава. Университет осуществляет подготовку по 64 специальностям ВПО, 11 направлениям подготовки бакалавров и 5 направлениям подготовки магистров, по 44 специальностям послевузовского образования, 29 программам дополнительного образования, 4 программам СПО на базе основного общего и 2 – на базе среднего (полного) общего образования, а также программам довузовской подготовки в соответствии с лицензией. Структура университета – см. приложение № 1.
За годы существования АГУ подготовил более 36 тысяч специалистов для различных областей народного хозяйства. Выпускники университета работают в органах государственной власти, научных и образовательных учреждениях, в промышленности, сельском хозяйстве, различных ведущих фирмах и компаниях. Количество обучающихся в АГУ в настоящее время составляет около 16 тысяч человек.
Профессорско-преподавательский состав университета состоит из 764 человека, среди них 110(14,4 %) профессоров и докторов наук и 367 (48 %) доцентов и кандидатов наук. Среди штатных преподавателей 9 заслуженных работников и деятелей науки РФ, 17 членов общественных академий России.
В университете действует самая крупная в регионе аспирантура и докторантура, которая объединяет более 500 аспирантов, докторов и соискателей, в том числе граждан дальнего зарубежья: филологов, историков, экономистов, физиков, математиков, юристов, психологов, социологов, биологов, химиков, педагогов. Выпускники аспирантуры и докторантуры работают в разных регионах России и за рубежом, в органах государственного управления всех уровней.
Знаком высокой оценки интеллектуального потенциала университета является работа девяти специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, которые выполняют роль региональных центров по подготовке научных кадров.
Научная работа учёных вуза ведется по 25 научным направлениям, действуют межвузовские и межфакультетские научные лаборатории, ряд из которых объединяют учёных многих вузов страны. Ежегодно в университете проводится более 20 международных научных конференций в области естественных, общественных, гуманитарных наук. По таким научным направлениям, как «Геостратегическое значение Каспийского региона и перспективы приграничного сотрудничества», «Современная филология в международном пространстве языка и культуры», «Исследование процессов самоорганизации в биокристаллических структурах как индикаторов течения микобактериозов», «Организация нижневолжского регионального криобанка генофонда ценных биообъектов Волго-Каспийского бассейна», «Разработка наноматериалов со специальными свойствами для электронной техники и технологии их изготовления», университет прочно занимает ведущие позиции в научно-исследовательской деятельности высшей школы России. АГУ лидирует в регионе по количеству получаемых на конкурсной основе зарубежных и отечественных грантов.
Направления научных исследований в университете формируются в соответствии с перечнями критических технологий РФ и потребностями региона, а также отражают тенденции развития мировой науки и техники и соответствуют профилю подготовки специалистов. Научно-педагогический коллектив участвует в выполнении научных программ всех уровней: международных, государственных, федеральных, межвузовских. Руководство университета ведёт значительную работу по развитию научной и технической деятельности в рыночных условиях. С этой целью созданы организационные структуры, адаптированные к рынку. Среди них Центр коллективного пользования по направлению «Материаловедение и технология новых материалов» с комплексом уникального оборудования: установки для плазмохимического синтеза нанотрубок (фирма ULVAC, Япония), для синтеза металлополимерных композитов, сканирующий туннельный и просвечивающий электронный микроскопы; Центр политических исследований, Лаборатория биотехнологий, лексикографическая лаборатория и др.
Протекающий в вузе образовательный процесс опирается на современные организационные, социальные и научные ресурсы:
  • внутривузовскую систему качества подготовки специалистов, ориентированную на воспитание у студентов ответственности за результат процесса обучения;
  • творческую инициативную деятельность преподавателей и студентов, характерную для классического вуза, ориентированного на подготовку интеллектуальной элиты общества;
  • разветвлённую систему профориентационной работы в школах области, систему менеджмента качества непрерывного образования;
  • систему межкафедрального взаимодействия в учебно-методическом обеспечении специальностей и интегрированных курсов обучения;
  • новые информационные технологии, компьютеризацию учебного процесса;
  • богатые библиотечные фонды учебной литературы;
  • эффективную систему подготовки научно-педагогических кадров и систему повышения их квалификации;
  • перспективные исследования в области естественнонаучных, общественных и гуманитарных наук.
В своей работе мы опираемся на сложившиеся в университете традиции:
1) единство научной и учебной деятельности, дающее специалистам глубокие общенаучные знания;
2) фундаментальная научная и практическая подготовка, позволяющая выпускникам быстро адаптироваться в современных условиях;
3) высокий уровень требований к студентам и преподавателям, гарантирующий качество подготовки специалистов;
4) новаторство, требующее от студентов, преподавателей и учёных университета постоянного поиска лучших путей решения стоящих перед ними задач.
Университет создаёт условия и стимулы для свободного выражения мыслей и идей, поддерживает культ знаний и стремления к успеху.
Обозначенные приоритеты позволяют говорить о том, что на базе Астраханского государственного университета складывается инновационная образовательная инфраструктура, ориентированная на внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, новых научных разработок в сфере социально-гуманитарных, естественных и технических знаний.
В основу концепции развития университета положены следующие пять принципов:
  • соблюдение требований международного стандарта в области учебных программ, организации образовательного процесса, подготовки научно-педагогических кадров, оснащения техническими средствами обучения;
  • внедрение новых технологий в образовательный процесс в организации лекционно-практических занятий, создание методической основы обучения на основе мультимедийных систем и средств телекоммуникации;
  • широкое использование сети Интернет и телекоммуникаций в организации учебного процесса и проведении научно-исследовательских и методических работ;
  • организация дистанционной подготовки специалистов в условиях нового информационного века;
  • финансирование научно-исследовательских и методических работ и реализация социальных программ университета.
Миссия университета заключается в том, чтобы нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу и Российскому государству видеть и использовать лучшие образцы подготовки высококвалифицированных специалистов и эффективной реализации нововведений в сфере науки и высшего образования.
ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
  • Развитие университета как высшего учебного заведения:

    • исследовательского типа, что предполагает опережающее развитие научных исследований и их определяющее влияние на содержание учебного процесса,
    • инновационного типа, что предполагает инновационный подход ко всем сферам деятельности университета, обеспечивающий его устойчивое развитие.
  • Интеграция научной и образовательной деятельности по перспективным научно-образовательным направлениям на основе развития знаний и сохранения традиций университета.
  • Обеспечение воспроизводства интеллектуального потенциала и интеллектуального продукта.
  • Приоритетность фундаментального образования, сочетающегося с гибкой адаптацией к динамично меняющимся потребностям государства, общества, личности.
  • Высокое качество образовательного, научного и обеспечивающих процессов.
  • Развитие непрерывного и открытого образования с широким использованием дистанционных форм обучения.
  • Активная деятельность университета на российском и международном рынке образовательных услуг и научной продукции.
  • Создание современной, соответствующей требованиям информационного общества технологической среды для обучающихся и работников университета.
  • Формирование социально востребуемых личностных качеств, ценностей, мотивации и поведения молодежи, воспитание духа корпоративности.
  • Создание благоприятных социальных условий для обучающихся и работников университета.
Университет создаёт условия и стимулы для свободного выражения мыслей и идей, поддерживает культ знаний и стремления к успеху. Вот почему наш девиз: «Академические традиции – инновационные технологии».
Реализация нашей миссии направлена на то, чтобы университет стал признанным центром подготовки специалистов мирового уровня и инноваций в области высшего профессионального образования.
II. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
2.1. Базовые понятия в области качества высшего профессионального образования
Потребитель (Customer) – организация или лицо, получающие продукцию или услуги организации-поставщика.
Потребители ОУ внешние (External Customers) – внешние потребители ОУ, в число которых входят организации-работодатели, государство в лице Минобрнауки, общество в целом и другие заинтересованные стороны.
Потребители ОУ внутренние (Internal Customers) – студенты и их семьи, персонал ОУ, профессорско-преподавательский состав.
Образовательная деятельность ОД (Academic Activity) – деятельность ОУ по реализации образовательного процесса. С точки зрения участников образовательного процесса может рассматриваться как деятельность по оказанию образовательной услуги.
Образовательная программа ОП (Academic Program) – 1) документ (совокупность документов), который определяет содержание образования определенного уровня и направленности; 2) документ, включающий основные положения, цели, задачи и содержание образования определенного уровня и направленности, а также набор и последовательность образовательных мероприятий, необходимых для достижения целей (цели) или конкретных задач в данной области образования. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.
Образовательный процесс (Academic Process) – 1) процесс формирования нового уровня теоретических знаний, практической умений и навыков и компетенций, осуществляемый путём организации активной познавательной деятельности обучающихся; 2) процесс, реализующий одну или несколько образовательных программ.
П р и м е ч а н и я.
1. Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ указываются в Уставе ОУ.
2. Организация образовательного процесса в ОУ регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
Образовательный стандарт (Education(al) Standard) – уровень требований и условий различных этапов образовательного процесса и взаимосвязь между этими этапами, такими как входные данные, процессы и выходные данные. Существуют различные типы образовательных стандартов, касающихся образовательных ресурсов, программ, общих результатов и работы студентов (содержательные стандарты, стандарты производительности, стандарты мастерства и стандарты «возможности приобретать знания» и др.).
Обучение (Learning) – целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. В процессе обучения решаются конкретные задачи обучения, воспитания и развития личности.
Деятельность ОУ (Institutional Activities) – совокупность образовательной и научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности ОУ.
Образовательная услуга – результат (продукт) образовательного процесса.
Объект – то, что может быть индивидуально рассмотрено и описано.
П р и м е ч а н и е.
Объектом может быть:
деятельность или процесс;
продукция;
организация;
система;
отдельное лицо;
комбинация из них.
Процесс (Process) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности и ресурсов, преобразующая входы в выходы.
П р и м е ч а н и е.
К ресурсам могут относиться: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология.
Продукция (en product; fr produin) – результат процесса.
П р и м е ч а н и я.
Продукция может включать «услуги», «оборудование», «перерабатываемые материалы», «программное обеспечение» или комбинацию из них.
Продукция может быть материальной (например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (например, информация или понятия), или комбинацией из них.
Продукция может быть намеренной (например, предложенной потребителю) или ненамеренной (например, загрязнения среды).
Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management TQM) – интегрированный метод менеджмента, целиком ориентирующий деятельность организации на полную удовлетворённость потребителей (внешних и внутренних), сотрудников и общества в целом, охватывающий все процессы организации, вовлекающий в деятельность по непрерывному улучшению качества всех её сотрудников и направленный на достижение долговременного успеха и стабильности функционирования организации.
П р и м е ч а н и я.
1. «Все сотрудники» означает персонал во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры.
2. При всеобщем менеджменте качества концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления.
3. «Выгоды для общества» подразумевают выполнение требований общества.
Качество (Quality) степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям.
П р и м е ч а н и я.
1) Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как «плохое», «хорошее» или «отличное». 2) Термин «присущий», в отличие от термина «присвоенный», означает «имеющийся в чём-то». Прежде всего, это относится к постоянным характеристикам.
Качество образования (Quality of Education) – сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается в таких понятиях, как:
– качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности);
– качество научно-педагогических кадров;
– качество образовательных программ;
– качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;
– качество студентов, учащихся, абитуриентов;
– качество управления образованием;
Качество услуги – обобщённый эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею.
Нормативный документ (Regulation, Normative Document) – документ, устанавливающий правила, руководящие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов.
П р и м е ч а н и я.
Термин «нормативный документ» является общим термином для таких документов, как стандарты, технические условия, своды правил и регламенты.
Под документом следует понимать любой носитель информации, записанной в нём или на его поверхности.
Термины, обозначающие различные виды нормативных документов, определяются в дальнейшем исходя из того, что документ и его содержание рассматриваются как единое целое.
Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
П р и м е ч а н и я.
Существуют как внешние, так и внутренние цели обеспечения качества: а) внутреннее обеспечение качества – в рамках организации обеспечение качества создает уверенность у руководства; б) внешнее обеспечение качества – в контрактных или других ситуациях обеспечение качества создаёт уверенность у потребителя или других лиц.
Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.
Если требования к качеству не отражают полностью потребности пользователя, обеспечение качества может не создать достаточной уверенности.
Оценка (Assessment, Evaluation) 1) процесс последовательного сбора, анализа и использования информации при оценивании эффективности обучения и соответствия образовательных программ вуза в целом (институциональная оценка) или его образовательных программ (программная оценка). Подразумевает оценивание основных видов деятельности вуза (количественные и качественные результаты образовательной деятельности и результаты научных исследований). Оценка необходима для подтверждения формального аккредитационного решения, но не всегда ведёт к положительному аккредитационному решению; 2) технологически разработанный процесс оценивания результатов обучения студентов и развития системы образования.
Оценка качества (Quality Assessment) – часть гарантий качества (то есть все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках СК ОУ), направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
П р и м е ч а н и я.
1) К данному виду деятельности относится деятельность самого ОУ, заинтересованных сторон и третьей стороны по самооценке и оценке СК ОУ, лицензированию, аттестации и аккредитации, а также проведение внутренних и внешних аудитов. 2) Существуют как внешние, так и внутренние цели оценки качества: а) внутренняя оценка качества в рамках ОУ создаёт уверенность у руководства; б) внешняя оценка качества в контрактных или других ситуациях создаёт уверенность у потребителей или других заинтересованных сторон. 3) Некоторые действия по управлению качеством и оценке качества взаимосвязаны.
Оценка качества образования (Academic Quality Assessment) – 1) все виды деятельности, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству образования будут выполнены. К данному виду деятельности относится деятельность самого ОУ, заинтересованных сторон и третьей стороны по самооценке и оценке СК ОУ, лицензированию, аттестации и аккредитации, а также проведение внутренних и внешних аудитов.
П р и м е ч а н и е.
Оценка качества образования может распространяться на оценку:
– образовательных программ;
– персонала ОУ;
– процессов ОУ;
– системы качества ОУ;
– успеваемости студентов;
– учебно-методических материалов;
– учебных планов и т.д.
Проверка (Assessment, Test) – подтверждение путём экспертизы и предоставления объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.
П р и м е ч а н и я.
1. При проектировании и разработке проверка означает процесс проведения экспертизы результатов данной деятельности с целью определения её соответствия входным требованиям.
2. Термин «проверено» используется для обозначения соответствующего статуса.
Проверка качества – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективности внедрения мероприятий и их пригодности поставленным целям.
П р и м е ч а н и я.
1) Проверка качества (аудит) применяется в основном (но не только) к системе качества или её элементам, таким как процессы, продукция или услуга. Подобные аудиты часто называют «проверкой (аудитом) системы качества ОУ», «проверкой (аудитом) качества процесса», «проверкой (аудитом) качества продукции», «проверкой (аудитом) качества услуги». 2) Проверки качества проводятся лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки. При этом желательно взаимодействие с персоналом проверяемых участков. 3) Одной из целей проверки качества является оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий. Следует проводить разграничение между аудитом и деятельностью по надзору за качеством или контролю, осуществляемой с целью управления процессом или приёмкой продукции. 4) Проверки качества (аудиты) могут проводиться для удовлетворения внутренних или внешних потребностей.
Сертификат компетентности – документ, опубликованный на основании правил системы сертификации и подтверждающий, что названное лицо является компетентным для осуществления определённой деятельности.
Сертификат соответствия – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Система качества ОУ СК ОУ (Quality Assurance System) – система для разработки политики и целей гарантий качества и достижения этих целей в ОУ.
П р и м е ч а н и я.
Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества.
Система качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определённого потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям.
В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.
Закупки – отбор (приём) абитуриентов и отбор закупленной продукции, необходимой для оказания образовательной услуги.
Конкурсный приём в ОУ (Enrolment Competition) – 1) приём студентов в ОУ по результатам конкурса аттестатов и вступительных испытаний (экзаменов), обеспечивающий отбор наиболее сильных абитуриентов; 2) приём по заявлениям граждан, обеспечивающий зачисление в ОУ наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня лиц. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование. Для негосударственных образовательных учреждений условием зачисления является также оплата обучения.
Услуга – разработанная и оказываемая образовательная услуга в области высшего и дополнительного профессионального образования, направленная на удовлетворение потребителя, с целью обеспечения соответствия выпускников ОУ квалификационным требованиям, установленным ГОС ВПО и другими документами.
Обслуживание – организация и обеспечение учебного процесса в соответствии с установленными требованиями.
Несоответствие (Incompliance) – невыполнение требований.
Несоответствие (NonConformity) – невыполнение установленного требования.
П р и м е ч а н и я.
1) Настоящее определение включает отсутствие одной или нескольких характеристик качества или элементов системы качества ОУ либо их отклонение от установленных требований. 2) Предоставление образовательных услуг на уровне, не соответствующем требованиям клиента и образовательных стандартов. 3) Несоответствие для процессов процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:
значения характеристик процесса находятся вне установленных границ (требований);
значения характеристик процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние);
значения характеристик процесса в течение планируемого периода не достигают целевых значений.
В любом из перечисленных случаев может приниматься решение о запуске корректирующих действий. 4) Несоответствие продукции. Следует различать:
– несоответствие требованиям на продукцию отдельных ее единиц (ИСО 9001, п.п. 7.5.1 а), п.8.2.4, 8.3) при этом выполняется управление несоответствующей продукцией (изоляция, переделка и т.д.);
– характеристики продукции используется в качестве показателей процесса, и здесь несоответствие продукции интерпретируется как несоответствие процесса.
Например, несоответствие процесса заключается в большом количестве отдельных единиц несоответствующей продукции, и это количество превышает допустимое (установленное) значение. В данном случае также могут запускаться корректирующие действия.
Неуспевающий обучающийся – обучающийся, уровень знаний и умений которого в определённые сроки не соответствует требованиям образовательных стандартов.
Несоответствующая услуга – образовательная услуга, не соответствующая требованиям, установленным ГОС ВПО и другими документами.
2.2. Основные положения в области качества образования
Система управления качеством образования в университете организуется по принципу дуальности управления с выделением подсистем:
  • управление качеством функционирования университета;
  • управление качеством развития университета.
Система управления качеством функционирования университета включает в себя «системы обеспечения качества», понимаемые как системы поддержания качества высшего образования на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов.
Система управления качеством развития университета включает в себя: формирование и применение опережающих стандартов качества образования, управление инновациями (нововведениями) во всех сферах деятельности вуза, «систему улучшения качества во всех сферах деятельности университета».
2.3. Принципы управления качеством образования в университете
  • «Принцип первого руководителя» – заинтересованность и ответственность первого руководителя (ректора, декана, заведующего кафедрой, руководителя управления, отдела, службы, центра, старосты студенческой группы) за руководство и развитие системы управления качеством в университете.
  • Принцип управления качеством процессов в вузе.
  • Принцип отражения качества процессов в качестве результатов.
  • Принцип постоянного ведения мониторинга качества по всем направлениям деятельности вуза, что обеспечивает постоянную наблюдаемость («прослеживаемость» в терминах МС ИСО 9000) динамики качества процессов и результатов во всех сферах деятельности университета.
  • Принцип постоянного развития квалиметрической базы управления качеством в вузе (расширение и обновление банка оценочных процедур, тестовых комплексов, оценочных испытаний и т.д.).
  • Принцип управления через создание и развитие внутривузовской квалитативной профессиональной культуры, способствующей созданию мотивационной среды для улучшения качества во всех сферах деятельности университета.
  • Принцип постоянного обучения качеству и поддержки заинтересованности в повышении качества у всех работников университета.
  • Принцип документирования всех процедур в управлении качеством.
  • Принцип постоянного планирования процессов по всем направлениям управления качеством (функционирование вуза, развитие вуза, обеспечение качества, улучшение качества и др.) на основе целевых программ.
  • Принцип гарантии качества (по категориям качеств результатов).
  • Принцип гармоничного сочетания управления и самоуправления в университете.
  • Принцип обеспечения устойчивости функционирования и развития вуза (сохранения вуза как системы).
  • Принцип периодического обсуждения проблемы качества образования в университете на заседаниях Ученого совета, Советах факультетов, заседаниях кафедр, собраниях студенческих групп и др.
III. КЛАССЫ И ТИПЫ ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УНИВЕРСИТЕТЕ
В университетской системе управления качеством выделяется три основных класса объектов управления (ОУ) :
  • системы;
  • процессы;
  • потенциалы.

Университет как система состоит из взаимосвязи следующих подсистем:
  • педагогическая подсистема;
  • научно-исследовательская подсистема;
  • социокультурная подсистема: университет как центр науки, культуры и образования в регионе.
К важнейшим типам процессов относятся:
  • учебный процесс;
  • научно-исследовательский процесс;
  • воспитательный процесс (в том числе физического воспитания и поддержки здоровья обучающихся и обучаемых);
  • процесс самостоятельной и самообразовательной подготовки студентов;
  • процессы, обеспечивающие самостоятельную работу студентов и преподавателей, –библиотечный процесс, информационно-технический процесс;
  • формирование, обеспечение, поддержание, обновление социокультурной среды вуза;
  • процесс «обучения качеству» работников вуза;
  • процесс управления и мониторинга качества в вузе.
Потенциалами университета можно считать:
  • кадровый;
  • научно-исследовательский;
  • материально-технический;
  • информационный (в том числе библиотечный);
  • учебно-методический;
  • технологический;
  • социально-культурный;
  • финансово-экономический;
  • инвестиционный;
  • инновационный.
IV. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Система управления качеством в вузе организуется с учетом концепций систем управления качеством по серии международных стандартов ISO 9001:2000 и Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management).
4.1. Политика университета в области качества
1. Наша цель – удовлетворение требований потребителей и ожиданий заинтересованных сторон.
На основе точного и полного учёта требований и ожиданий потребителей и заказчиков университет добьётся устойчивого доверия абитуриентов, студентов и их родителей, государственных органов, руководителей предприятий, организаций и фирм.
2. Руководство несёт ответственность за качество на всех направлениях деятельности университета.
Ректор, проректоры, директоры институтов, деканы факультетов и заведующие кафедрами, руководители служб и отделов несут полную ответственность за качество подготовки специалистов, научно-исследовательских работ, финансовой, хозяйственной и других видов деятельности.
Личная ответственность каждого за качество работы будет обеспечена путём четкой регламентации обязанностей и полномочий руководства, преподавателей, сотрудников и других категорий работников.
3. Достижения нового уровня качества подготовки специалистов университет обеспечит на основе:
• опережающего открытия новых специальностей и специализаций, требующихся для развития экономических кластеров региона;
• внедрения информационно-коммуникационных технологий;
• использования научных результатов в обучении и внедрения проектного подхода при подготовке специалистов;
• создания специализированных зон высоких технологий (технопарки, студенческие бизнес-инкубаторы и пр.);
• повышения уровня экономической, компьютерной и иноязычной подготовки;
• постоянного повышение уровня фундаментального и гуманитарного образования;
• экспорта образовательных услуг;
• организации индивидуальной подготовки талантливой молодежи, её материальной поддержки, обучения и стажировок в ведущих зарубежных университетах;
• укрепления творческих связей с образовательными и научными учреждениями, промышленными предприятиями и организациями;
• изучения и прогнозирования рынка труда.
4. Наш принцип: «Преподаватель – гарант качества образования».
Руководство университета будет поощрять творческую инициативу преподавателей и сотрудников по совершенствованию качества учебного процесса и научных исследований, по внедрению новых технологий обучения и научных результатов.
5. Поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инженерных работ, проводимых в университете.
Руководство университета будет постоянно поддерживать учёных и исследователей и создаст условия для организации, проведения, внедрения и коммерциализации результатов научно-исследовательских работ.
6. Качество работы университета – наше общее дело. Повышение качества – дело чести каждого из нас.
Поставленных целей университет достигнет с помощью внедрения и совершенствования системы менеджмента качества на основе Международных стандартов ISO серии 9000.
7. Мониторинг качества – основа достижения поставленных нами целей.
Руководство будет систематически анализировать результаты деятельности для достижения уверенности в том, что политика качества воплощается в жизнь.
4.2. Система контроля качества подготовки специалистов
Система контроля качества подготовки специалистов включает в себя следующие структурные компоненты:
1) маркетинг образовательных потребностей личности, общества, потребностей региона в специалистах данного профиля и т.д.;
2) оценку востребованности выпускников и качества их подготовки работодателями;
3) мониторинг качества подготовки специалистов;
4) механизм формирования управленческих решений по обеспечению качества образования;
5) анализ выполнения принятых решений;
6) постановку целей и задач по улучшению качества подготовки специалистов;
7) разработку программ повышения качества подготовки специалистов в университете.
Пункты 1 и 2 условно относятся к внешним компонентам системы контроля качества специалиста, а пункты 3–7 – к внутренним.
Принципиальные особенности внутривузовской системы качества подготовки специалиста
1. Важнейшей особенностью внутривузовской системы качества подготовки специалиста является процесс перехода от внешнего контроля к внутреннему на всех уровнях:
  • от контроля преподавателя к самоконтролю студентов;
  • от внешнего контроля кафедры к самоконтролю и самооценке преподавателями процесса и результата своей деятельности;
  • от внешнего контроля ректората над деятельностью факультета к внутреннему контролю и оценке своей деятельности и её результатов педагогическим коллективом факультета.
2. Создание условий для воспитания у студентов ответственности за процесс и результат своего учебного труда, за высокий уровень качества своего образования через включение студентов в деятельность по самооценке уровня своей подготовки, анализ качества педагогического процесса, выработку и реализацию программ улучшения качества подготовки специалиста в вузе – основная задача в работе со студентами.
3. Стимулирование преподавателей к систематическому научно-обоснованному самоанализу процесса и результата своей деятельности, сотрудничество со студентами в вопросах выработки мер по повышению качества педагогического процесса, стимулирование преподавателей к внедрению инноваций в учебный процесс – важнейшая задача в работе с преподавателями.
4. Самоанализ деятельности кафедр и факультетов на основе критериев качества, выявление проблем и выработка управленческих решений по повышению качества всего образовательного процесса или его компонентов – стратегическая задача в работе заведующих кафедрами, деканатов и ректората.
5. Сочетание внутренней и внешней оценки, самоконтроля и контроля, самоуправления и управления – основной принцип системы оценки качества подготовки специалистов в университете.
6. Качество образованности субъектов педагогического процесса в вузе (абитуриента, студента, выпускника) мы рассматриваем как единство качеств обученности и воспитанности, качеств личностного развития, профессиональной и общекультурной подготовки.
7. Основные критерии качества подготовки выпускника университета:
– конкурентоспособность выпускника университета на рынке труда;
– его готовность к творческой профессиональной деятельности;
– готовность к самообразованию и самосовершенствованию, личностному росту.
8. Мониторинг качества образования в университете представлен на схеме 1:
9. База данных внутривузовской системы качества строится на объективных и субъективных источниках и показателях.
Объективные источники:
  • результаты вступительных испытаний, промежуточная и итоговая аттестация студентов;
  • отчёты председателей Государственной аттестационной комиссии;
  • результаты текущего контроля учебной и самостоятельной работы студентов;
  • показатели трудоустройства выпускников;
  • результаты анализа тематики и уровня выполнения курсовых работ;
  • уровень практической подготовки студентов (по результатам практик) и т.п.
Субъективные источники:
  • результаты социологических опросов (например: «Педагогический процесс в вузе глазами студентов», «Преподаватель глазами студентов», «Качество учебного процесса глазами преподавателя», «Самооценка студентами уровня своей теоретической и практической подготовки» и т.д.);
  • результаты психологических обследований абитуриентов, студентов и выпускников;
  • самооценка студентами и преподавателями уровня своей учебной и профессиональной компетенции и т.д.
10. Этапы контроля качества подготовки специалиста в АГУ:
– этап входного контроля;
– этап промежуточного и текущего контроля;
– этап итогового контроля (контроль на выходе).

Цель входного контроля – оценить уровень подготовленности абитуриентов, разработать систему, способствующую отбору наиболее подготовленных выпускников школ, оказывать помощь средним учебным заведениям в совершенствовании качества подготовки их выпускников в соответствии с уровнем требований университета.

Основные направления реализации.
Работа с абитуриентами: олимпиады абитуриентов, консультирование школьников и учителей школ области, участие факультетов в компьютерном тестировании (консультации, анализ результатов), лекции (циклы занятий) для школьников и учителей и т.д.
Характеристика вступительных испытаний: устные, письменные экзамены (обоснование), качество экзаменационных материалов (результаты экспертизы, кто проводил), наличие методических пособий для поступающих и школьников, участие студентов старших курсов в работе с абитуриентами и т.д.
Работа со студентами первого курса: организация входного контроля студентов первого курса по основным, профильным предметам с целью выявления «слабых» мест, трудностей, пробелов и создание условий для более успешной их адаптации к условиям образовательного процесса в вузе (наличие входных контрольно-измерительных материалов, анализ полученных данных, принятые решения и т.д.), результаты опросов первокурсников по проблеме удовлетворённости, мотивов обучения и т.д., результаты сравнительного анализа оценок на вступительных экзаменах и входном контроле и т.д.

Цель промежуточного и текущего контроля – оценить уровень освоения студентами содержания учебных курсов, включить студентов в самооценку своих учебных достижений, в процесс выявления затруднений и способов их преодоления.

Основные направления реализации.
Текущий и промежуточный контроль преподаватели и студенты могут осуществлять в трёх видах: контроль по процессу, контроль по результату и контроль по прогнозу учебной или профессиональной деятельности.
Необходимо включать студентов в деятельность по самооценке уровня своей подготовки, использовать разнообразные формы контроля и проверки: коллоквиумы, тестовые работы, письменные контрольные работы, формы предварительной аттестации, нетрадиционные формы экзаменов (рейтинг, творческий экзамен и т.д).

Цель итогового контроля – оценить уровень профессионально-личностной компетенции выпускника университета, его готовность к творческой профессиональной деятельности, к профессиональному и личностному росту.

Основные направления реализации.
Приобщение выпускников к самоанализу уровня своей теоретической и практической готовности к будущей профессиональной деятельности, разработка преподавателями тестовых междисциплинарных материалов и оценочных средств, моделирующих будущую профессиональную деятельность выпускника факультета, проведение экспертиз тематики курсовых и дипломных работ с целью выявления их соответствия потребностям современного уровня развития науки и практики, разработка требований к выполнению курсовых и дипломных работ, схем-заданий, схем и методик анализа уровня выполнения дипломных работ, ориентировочные материалы для отзывов и т.д.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация доктрины позволит:
  • повысить ответственность сотрудников университета на всех уровнях учебной, научной и административной деятельности по управлению качеством образовательных услуг;
  • сделать систему управления качеством предоставления образовательных услуг унифицированной и прозрачной для всех сотрудников университета и его студентов;
  • повысить мотивацию всех сотрудников к качественной работе, сплотить коллектив вокруг идеи качества;
  • укрепить авторитет университета на российском и международном рынках, уверенно занять свою нишу в образовательной деятельности, добиться стабильного развития системы менеджмента качества образовательных услуг, обеспечить эффект мультипликации полученных системных результатов и как следствие – увеличить объём продаж системно качественных образовательных услуг;
  • повысить финансовую привлекательность университета для внутренних и внешних инвесторов;
  • обеспечить опережающее удовлетворение потребностей внешних и внутренних клиентов системы менеджмента качества образовательных услуг университета.
Внутренними гарантиями реализации доктрины служат:
  • традиции университета, признанного научным, образовательным и культурным центром региона;
  • эффективное функционирование системы менеджмента качества образовательных услуг;
  • регулярное проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества образовательных услуг университета;
  • постоянный мониторинг всех процессов подготовки специалистов и отработка всех возникающих отклонений;
  • реализация принципа непрерывного совершенствования системы менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов университета;
  • постоянная актуализация в соответствии с требованиями международных стандартов руководства по качеству, комплекта документированных процедур, рабочих инструкций и т.д.;
  • регулярная внутренняя аттестация персонала, студенческих и преподавательских рабочих мест.
Внешними гарантиями реализации доктрины служат:
  • проведение постоянных внешних консультационных проверок системы менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов со стороны всемирно известных консалтинговых компаний в области менеджмента качества;
  • проведение плановой поэтапной международной сертификации системы менеджмента качества структурных подразделений и университета в целом в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (всемирно известной сертификационной организации);
  • проведение регулярных надзорных аудитов системы менеджмента качества университета;
  • российская и международная аккредитация университета во всемирно известных системах;
  • проведение постоянного обновления российских и международных лицензий на образовательную деятельность;
  • сертификация по международному стандарту ISO 9001:2000 системы менеджмента качества университета обеспечивает интеграцию и в другие системы, такие как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент и менеджмент рисков, что позволяет университету привести свою систему менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов в соответствие с этими требованиями менеджмента или интегрировать их в свою систему.

Последнее редактирование: 15-06-2018, Жилякова Валерия Александровна