Психологическая безопасность

Психологическая безопасность – это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном (аутентичном) общении, создающее референтную значимость/причастность среды (холдинг) и обеспечивающее психическое здоровье, благополучие, прогрессивное развитие, индивидуацию и достижение самореализации включенных в неё участников.

Психологическая безопасность образовательной среды рассматривается как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий характер. Психологически безопасной средой считается такая среда, в которой большинство участников имеют высокие показатели индекса удовлетворённости взаимодействием и защищённости от психологического насилия. Создание и поддержание данной реальности возможны через целенаправленное управление системой отношений участвующих в ней субъектов: обучающихся, родителей (представителей обучающихся), преподавателей, руководителей образовательных учреждений, вспомогательного персонала.

Управление психологической безопасностью подразумевает деятельность университета, направленную на:

  • обеспечение защищённости от информационного, физического, социально-педагогического и психологического воздействия, способного привести к психической и психологической травматизации субъектов образования, ограничить их право на обучение, работу и общение;
  • создание особой поддерживающей среды (холдинга) через вовлечение обучающихся и сотрудников университета в реализацию различного рода инициатив;
  • развитие поддерживающей инфраструктуры (материально-технической базы, пространств и территорий развития, построения эффективных коммуникаций).

Консультирование и обучение сотрудников обеспечивается деятельностью Департамента развития человеческих ресурсов в следующих направлениях:

  • обучение на рабочем месте (развитие индивидуальных, групповых и организационных способностей, когнитивных моделей и паттернов поведения, обеспечивающих личностную психологическую безопасность и психологическую безопасность университета в целом);
  • обучение методам работы (стандарты деятельности, основанные на здоровьесберегающих технологиях, передовые инструменты обучения, управления производственными и бизнес-задачами, способствующими максимальной реализации личностного и профессионального потенциала субъектов образовательной деятельности);
  • обучение в сфере внутрипроизводственных отношений (стандарты норм поведения, построения вертикальных и горизонтальных коммуникаций);
  • разработка индивидуальных программ развития (включая индивидуальные и групповые консультации, тренинги по выявленным проблемным ситуациям, узким местам обеспечения психологической безопасности).

Консультирование и обучение студентов обеспечивается деятельностью педагогического коллектива, Объединённого совета обучающихся при поддержке Департамента развития человеческих ресурсов в следующих направлениях:

  1. Системное обучение навыкам здоровьесбережения в процессе реализации учебной деятельности.
  2. Социализация и индоктринация студентов с первого курса посредством вовлечения в процессы социализации и деятельности клубов.
  3. Организационное обучение лидеров студенческих объединений.
  4. Системное обучение студентов нормам поведения на территории кампуса на основе тренингов и визуацизации.
  5. Работа службы медиации по урегулированию конфликтов различных уровней и видов.
  6. Оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса Психологической службой АГУ.

Последнее редактирование: 30-01-2018, Гаврилкина Татьяна Юрьевна