Сервисы

Интервью с председателем Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, доктором филологических наук, профессором Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина В.И. Аннушкиным

Русский язык – высочайшая ценность,
существующая в нашей стране.
Из речи Д.А. Медведева, произнесённой 6 июня 2011 года
в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина
по случаю подписания Указа по учреждению в России Дня русского языка
В.И. АннушкинСправка: ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ АННУШКИН – председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Член Экспертного совета по сохранению духовного и культурного наследия средствами гуманитарного образования и просвещения при Общественной палате РФ, создатель радио- и телепередач о русском языке, культуре русской речи, риторике как искусстве общения, поэзии и музыке. Занимается преподаванием как в России, так и за рубежом (Германия, США, Ливан, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия и др.).
Владимир Иванович, мы все знаем Вас как знатока русского языка и русской речи, великолепного оратора, автора множества глубоких книг, теле- и радиопередач. А как Вам комфортнее работать: за компьютером или наедине с бумагой?
– Интереснейший вопрос, он мне по сердцу, потому что я очень люблю работать непосредственно с бумагой, пером. И кандидатскую диссертацию я три раза переписал от руки, а она состояла из 414 страниц. Это было сделано по подсказке учителя – Юрия Владимировича Рождественского, который мне сказал: «Иди в отдел рукописей, переписывай Первую русскую риторику почерком писца». Что я и делал. Только после этого начал входить в смысл текста, потому что ранее многие буквы в тексте XVII века я попросту не узнавал и слова не различал. Юрий Владимирович в своём наставлении адресовался к Пушкину, писавшему: «И мысли тянутся к перу, перо – к бумаге… минута, и стихи свободно потекут». То есть мысль рождается от того психофизического напряжения, которое испытывает писец, упирая орудие письма в материал письма. Если твои пальцы легко скользят по клавиатуре, то создать нечто серьёзное и глубокое достаточно проблематично. А вот если ты пишешь пером, хорошей авторучкой, если она не просто легко скользит по бумаге – постепенно возникают серьёзные, последовательные, выразительные мысли. Поэтому очень важно организовать свой труд. Современным студентам надо бы тоже рекомендовать: «Побольше конспектируйте работ, переписывайте и общайтесь с книгой. Тогда эти глубокие мысли будут попадать к вам в сердце».
Для меня каждая буковка имеет свой образ, и неспроста. Мне приходилось систематизировать написание той или иной буквы в рукописях XVII века. Это была исключительно важная работа. Например, у меня был один документ, над которым трудились девять писцов. Следовало выяснить, кто какую часть работы выполнил, потому что среди этой группы переписчиков был один учитель, который правил рукопись, на полях он оставлял свои добавления, а потом они вошли в текст учебника. Потрясающе! Моя интуиция подсказывает: не исключено, что этот неизвестный писец как раз и был создателем Первой русской риторики 1620 года.
– В ходе научно-методического семинара «Современное коммуникативное образование в государственно-политической сфере и бизнесе», проведённого Вами в АГУ, упоминались письма Вашего родственника – лётчика, который позже погиб в Сталинграде. Расскажите об этом подробней.
– Речь идёт о моем двоюродном 18-летнем дядюшке, письма которого два года назад мне принесла его двоюродная сестра – сейчас ей уже далеко за 70. Это была пачка сложенных вчетверо тетрадочных листков, потёртых из-за бесконечных перечитываний матерью и младшим братом. Они были написаны с сентября 1940 по июнь 1941 года мальчиком-курсантом и начинались словами: «Здравствуйте, папа, мама и Лёва!». А затем шёл рассказ о жизни в Белгородском лётном училище. В каждой его строке ощущается такая бодрость духа, такое поэтическое осмысление жизни, природы, армейского быта! Видно, какой энергией, бодростью, мотивированностью всех чувств жил советский человек накануне войны.
Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, его мировоззрения, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом.
Аннушкин В.И.
«Что есть риторика и возродится ли она в России?»
Понятно, что в то время было всё строго, среди молодёжи велась коммунистическая пропаганда. Однако я бы сказал, что нам надо этому поучиться. И не только на основе собственного опыта, но и на базе современного китайского уклада жизни. Китайцы сегодня очень упорядоченно, организованно и дисциплинированно ведут своё идеологическое воспитание, буквально работают с душами своих подростков. И молодёжь чувствует себя бодро, весело и оптимистично. Причём там нет тоталитарного надзора, но существует понятие о том, что жить надо по нравственным законам, которые предполагают огромное уважение к родителям, любовь к стране, верность и дружбу с товарищами, отсутствие обмана во всех сферах жизни. Все эти категории надо возвращать…
– Каким образом? Подобное возрождение сегодня, на Ваш взгляд, возможно?
– Все положительные нравственные идеи, без которых не может существовать человечество, и сейчас сохраняются в нашем обществе. Ведь мы все понимаем, что надо любить друг друга, трудиться, верить в Бога, в страну, доверять своей семье, своему товарищу, своему учителю. И не следует сомневаться в этом. Необходимо, чтобы была единая идеология. Но при этом мы не формируем одинаковых человечков, так как люди-то все могут быть по-настоящему разными только тогда, когда они понимают, что существует запрет на недолжные мысли и поступки.
А мы позволяем себе сомневаться в том, что, скажем, речь должна быть хорошей и несквернословной. «А почему бы не употреблять скверные слова?» – задают нам вопрос. Ведь они же существуют!
Если вы сквернословите, то и жизнь становится скверной.
Из выступления В.И. Аннушкина на Совете по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации «Сохранение и развитие языковой культуры: нормативно-правовой аспект» (16 октября 2009 г.)
И эти сомнения раздирают сознание современного русского человека. А вот, скажем, в мусульманских семьях нет никаких сомнений. Несмотря на то, что на европейскую культуру смотрят как на образцово развившую себя в материальном отношении, с точки зрения идеологии у мусульманских народов существует культурологический нравственный протест против поведения европейцев, против того, как они себя обнажают, как организуют семейную жизнь, пьют вино. А ведь мусульмане выступают не против самого вина, а против того, как оно действует на помыслы человеческие.
– У нас в Астрахани сложилась интересная ситуация сосуществования разных конфессий. Мы привыкли жить в мире – и православные, и мусульмане, и иудеи, и буддисты: на Пасху угощаем друг друга куличами, а на Курбан-байрам едим беляши. Можно сказать, что сформировалась особая астраханская нация.
– Я бы добавил к этому, что русский народ и русская культура всегда и привлекали, и объединяли другие народы высоким уровнем нравственности, знаний, в том числе научных, а не только житейских. Поэтому иные нации и устанавливали контакты с русской монархией, входили в русское государство. И хороший русский человек никогда не был ни угнетателем, ни колонизатором, он никогда не истреблял своих соседей. Мы всегда были способны сосуществовать со всеми народностями, большими и малыми, у них чему-то тоже учиться и обогащать свою собственную культуру. Ведь это же основной принцип культуры: если ты хочешь, чтобы твоя нация развивалась, ты должен заимствовать всё лучшее, что есть у твоего соседа. Обидно, что сейчас в наших взаимоотношениях со странами СНГ этот принцип почти забыт.
Язык – средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. Язык – средство описания всех форм деятельности, а хорошая речь – результат высокой нравственности и образованности.
Аннушкин В.И. Журнал «Глинские чтения» (июль-август 2007 г.)
И вот странно: мы ушли от советской тоталитарной системы и, вместо того чтобы теперь гармонично строить отношения между разными нациями, пришли к угнетению великой русской культуры и науки и даже к пренебрежению ими. А почему? Потому что любовь, как сказано у апостола Павла, не ищет своего. Любовь – это жертвенность. В некотором смысле – жертвенность собой, но и осознание своего достоинства, достоинства собственной нации.
– Вы член Союза писателей России? Расскажите, о чём Вы пишете?
– Я член Союза писателей по филологии, риторике, истории российского красноречия. Мой темперамент побуждает высказываться и на общественные темы, поэтому пишу статьи, например, о национальной языковой культуре, одна из них называлась: «Когда языки, распри позабыв…». Слово «язык» имеет значение «народ», поэтому переделка пушкинской строки оправдана, каждый язык хорошо развивается только в том случае, если он имеет контакты с другими языками.
Наш современный язык являет нам нас самих... Это и бездумно-самоубийственный язык большинства средств массовой информации, это – и язык напряженных философских и научных исканий, высокой поэзии, честного делового языка.
Аннушкин В.И. «Русские классические учения о речи: история и современность»
Так же выстраивался и русский язык, и это мы должны очень хорошо понимать. Его основа – церковно-славянская, мы не всегда это осознаём, но наша теория диглоссии разделяет церковно-славянский и русский языки. В XVIII веке наш язык назывался и понимался как единый славено-российский, и этого разумного единства не нарушают никакие заимствования – французские, английские, немецкие, голландские, тюркские, только во всём надо знать меру. И если сегодняшняя деловая речь перенасыщена американизмами, то это, конечно, говорит о слабой риторической, стилистической изобретательности творцов нашего современного языка. Они просто не чувствуют, что многие их тексты малопонятны, они хотят их писать для молодёжи, но, простите, никто ещё не исключал из нашей жизни среднее поколение, стариков, которые вполне работоспособны.
Кстати, это особая проблема – старики и молодёжь. Посмотрите на наши радио и телевидение, кто там работает на молодёжных каналах? Юные болтуны и болтушки, другого слова не подберу, заполняющие эфир стрекотанием.
– На Ваш взгляд, нужно ли читать курсы риторики, культуры речи, спичрайтинга, стилистики студентам – представителям нефилологических факультетов?
– Я не знаю такого специалиста, которому не требовалась бы работа над речью. Квалифицированный сотрудник может замечательно выполнять свои профессиональные обязанности, однако без хорошей языковой подготовки не сумеет наладить доверительный контакт с потребителем услуг и, следовательно, испортит благоприятное впечатление от результатов проделанного им труда.
Я читаю курс стилистики и литературного редактирования и стараюсь строить его на образцовых текстах. Например, я приношу своим студентам стихи Тарковского с той целью, чтобы показать, в чём состоит их прелесть. Допустим, вот такое задание: читаю стихотворение о кузнечике, намеренно опуская некоторые эпитеты: «Кто, ещё (ля-лЯ-ля) школьник, учит Музу чепухе и торчит, как треугольник, на (ля-лЯ-ля) лопухе». Какие прилагательные вы бы вставили в пропущенные места? Можно сказать «весёлый школьник», «умнейший школьник», а вот хороший поэт придумывает настолько точные, поэтически выверенные метафору и эпитет, что заставляет задуматься и восхититься: «Кто, ещё прозрачный школьник, учит Музу чепухе (это сказано о кузнечике) и торчит, как треугольник, на шатучем лопухе?..». Плохой поэт не находит таких замечательных средств выразительности.
Я сторонник того, что надо работать с хорошими текстами, причём современными. Также я использую тексты моих однокурсников-поэтов. Нередко это стилизация текстов XVIII века, но есть и современные стихи, где раскрываются возможности русского слова. Вот, например, произведение Виктора Коллегорского:
Всё смешалось, и не моя вина,
Что уже ничего не сберечь,
Что заржавела лира Державина
И умолкла Языкова речь.
Что едва разрешившись от бремени
Немоты, из которой возник,
Стал подвержен коррозии времени
Человеческий смертный язык,
Что душа и в синичьем обличье,
Как и в нищенской лире своей,
Не свободна от косноязычия
В постижении сути вещей.
Но душа не подвержена тлению,
И, пока существует она,
С ней и слово избегнет забвения
и пребудет во все времена.
Хорошо?
– Замечательно. Очень по душе пришлась мысль: учить не на плохих примерах… Вы крайне разносторонний человек: работа на телевидении, радио, в периодике, преподавание. Когда всё успеваете?
– Самая большая проблема нашего общества – самораспределение: чему себя посвятить? Современный человек всего не успевает, и это одно из главных неудобств сегодняшнего времени. А главная задача для всякого человека – найти себя. Вспомните стихи Тарковского:
Найдёшь и у пророка слово,
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья,
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца.
Вот так угадать себя можно даже в молчании. Но лучше всего это получается в каком-то кропотливом, долгом, терпеливом труде, например, за письменным столом.
Поэтому хочется каждому человеку пожелать, чтобы он искал себя в преданности любимому делу, своим близким, ведь о них тоже не надо забывать. Не надо творить себе кумира – ни из работы, ни из близких. Необходимо так себя распределить, чтобы на всё хватило твоих сил и желаний.
– Каково Ваше впечатление от нашего города?
– Я в восторге от Астрахани, говорю без всякой лести. Посмотрите, какой ухоженный центр города, какие красивые улицы, посмотрите, какие кафе, какие магазины. Или вчера иду по улочке рядом с центром – и вдруг … музей Хлебникова. Звоню, меня встречает директор Александр Александрович Мамаев, который проводит для меня часовую экскурсию. Непростая судьба у этого человека, ему приходится в разных инстанциях отстаивать свой музей. Но Александр Александрович, как тот «маэстро», «не оставляет стараний», и ты чувствуешь, как осмысленна и освещена его жизнь.
Человек, согласно духовным установлениям, не имеет права на уныние. Если у тебя есть какие-то сложности в жизни, ищи применение своим талантам. Не может быть такого, чтобы ты искал и не обрёл. Сказано: «Ищите и обрящете»: мало ли какие испытания тебе может послать жизнь…
Чаще всего получается, что какие-то значимые дела осуществляются благодаря личной инициативе, напору каждого конкретного человека… Поэтому пусть каждый спросит себя: что я могу сделать для людей, для страны, а через это для своей собственной личности? Тогда и жизнь государства в целом переменится к лучшему. Я уверен, что надо жить в свете преображения и совершенствования. И тогда всё возможно…
Беседовала И.В. Иванова
(Инновационная лаборатория информационной лингвистики)
Фото – И.В. Иванова
(Инновационная лаборатория информационной лингвистики)
27.06.2011

Последнее редактирование: 07-09-2011,

Хроника жизни факультета филологии и журналистики

Интервью с председателем Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, доктором филологических наук, профессором Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина В.И. Аннушкиным