История ФИЯ
История факультета иностранных языков восходит к курсам иностранных языков, созданным при Астраханском государственном педагогическом институте в 1940 г. В то время существовало 2 отделения: английское и немецкое.
19 июля 1945 г. в соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы № 129 от 23 марта 1945 г. и Наркомпроса РСФСР № 469 от 6 июля 1945 г. был организован факультет иностранных языков с отделениями немецкого и английского языков. Приём составил 30 человек. Первым деканом факультета иностранных языков была О.К. Степанова. С 20 сентября 1946 г. деканом факультета являлся Н.С. Травушкин.
5 июня 1947 г. на факультете состоялся первый выпуск. Дипломы с отличием по немецкому отделению получили В.М. Дзернейко и З.Л. Дубинина, впоследствии ставшие преподавателями кафедры немецкого языка.
С 1950 по 1957 гг. дипломы с отличием получили В.В. Сызранова, Н.С. Грачёва, Э.М. Рудинская, Л.А. Татаринова (ныне – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Астраханской государственной медицинской академии).
В 1956–1957 учебном году был создан филологический факультет, объединивший факультет русского языка и литературы и факультет иностранных языков. Деканом нового факультета стал П.Е. Сердюков.
В 1962 г. впервые был произведён набор на вечернее отделение по специальности «Английский и немецкий языки».
В 1963 г. факультет иностранных языков восстановил свою самостоятельность, было открыто французское отделение.
Большой вклад в развитие факультета внесли деканы Е.Е. Тогунова, З.М. Рубан, В.Е. Бенедиктов, В.В. Лебедев, А.Л. Дербилов и заведующие кафедрами Н.С. Травушкин, Н.С. Бутовская, Т.Н. Тимохина, С.И. Буракова, М.А. Чен, В.Н. Филиппов, Л.В. Рубан, Г.А. Каминер, Е.С. Мартино, М.П. Максимова, Т.А. Ткачёва, О.П. Голяндина и др.
С первых шагов своего образования факультет формировался как центр подготовки учителей иностранных языков. За годы своей деятельности факультет подготовил более 3 тысяч специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современности и принимать оптимальные решения в трудных ситуациях.
1970–80-е гг. – это время творческого поиска, совершенствования уровня владения языком, время разработки дидактических материалов и внедрения технических средств обучения. Эти годы были насыщены общественными делами, поездками в колхозы, собраниями, политинформациями. Жизнь на факультете бурлила. Общественная работа занимала много времени, отвлекала порой на дела, не имеющие прямого отношения к учебной и научной деятельности.
Сейчас организация учебной деятельности на факультете имеет свою базу, достаточно серьёзно теоретически и практически разработанную. Это система многоуровневой подготовки специалистов, система дополнительного профессионального образования, рейтинговая система проверки знаний, внедрение в учебный процесс новых информационных технологий.
В настоящее время перед коллективом факультета поставлены серьёзные задачи подготовки молодёжи, способной войти в глобализированный мир, готовой к межкультурному взаимопониманию и взаимодействию. На факультете существуют ресурсные возможности для их решения. Количество студентов велико – 775 человек получают основную специальность, 1011 человек обучаются по дополнительной специальности.
Весь учебный процесс на факультете ориентирован на личность студента, учёт его возможностей, потребностей и интересов. Этот процесс имеет социокультурную направленность, что усиливает деятельностный характер обучения иностранным языкам как образовательной области.
Факультет уделяет особое внимание разработке программ по подготовке специалистов со знанием иностранного языка по следующим направлениям: естественное и физико-математическое, социально-экономическое, юридическое и гуманитарное.
До сентября 1997 г. на факультете работали 3 кафедры. Затем произошли структурные изменения, и число кафедр увеличилось до 5. С открытием новых специальностей и дополнительных образовательных программ по восточным языкам появилась необходимость увеличения количества кафедр до 9.
Учитывая требования времени и расширение международных связей нашего региона со странами Запада и Востока, факультет ведет подготовку специалистов по восточным языкам: персидскому, арабскому, турецкому, китайскому, японскому. В связи с этим в сентябре 2004 г. была открыта кафедра восточных языков.
Студенты отделения персидского языка ежегодно выезжают на стажировку в университеты Ирана, и АГУ, в свою очередь, принимает иранских студентов для обучения русскому языку. Большую помощь в координации образовательной и научной деятельности университетов оказывает Генеральное консульство Ирана в Астрахани. В 2004 г. на базе кафедры восточных языков открыт Центр иранистики и персидского языка.
Университет заключил договоры по обмену преподавателями и студентами в области научно-исследовательской деятельности с университетами Венеции, Лечче, Пармы, Перуджи (Италия), Гиляна, Мазандарана (Иран), Гренобля (Франция), Зигена (Германия), Стамбула, Сакарьи (Турция).
В последние годы факультет активизировал свою деятельность по проведению конференций, семинаров, курсов повышения квалификации для учителей города, области, сотрудников университета. Тематика докладов преподавателей факультета касалась проблем лингвистики, словообразования, лингвокультурологии, психолингвистики и т.д. Научная работа студентов согласуется с тематикой научных изысканий преподавателей кафедр.
Кафедры немецкой филологии и немецкого языка тесно сотрудничают с немецким культурным Центром им. Гёте. Преподаватели кафедры французского языка ежегодно участвуют в семинарах, проводимых Региональным центром французского языка Посольства Франции.
Кафедры факультета изыскивают возможности повышения квалификации преподавателей и студентов за рубежом через систему стажировок и курсов. За последние 5 лет повысили квалификацию в Германии (Зиген, Мюнхен), Франции (Греноболь, Лилль) 7 преподавателей факультета и 6 студентов французского и немецкого отделений.
Увеличивается число студентов английского отделения, выезжающих в летние лагеря США и на работу в Англию и Шотландию в летний период.
Кафедры факультета активно сотрудничают со школами города и области. Преподаватели всех кафедр оказывают методическую помощь учителям и сами участвуют в учебном процессе в педагогическом лицее № 2, гимназии № 4, гимназии № 3, средних общеобразовательных школах № 9, 54, 56.
Большую помощь в формировании контингента студентов факультета оказывает Центр лингвистического образования, основанный в 1997 г. Основные направления работы Центра – обучение различных групп населения иностранным языкам и деятельность Школы раннего обучения иностранным языкам, подготовка учителей начальных классов по специальности «Учитель английского языка в начальной школе», оказание консультационных и переводческих услуг.
В 2002 г. открыто очно-заочное (вечернее) отделение по специальности «Перевод и переводоведение», а в 2004 г. студентам начала присваиваться квалификация «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
Большую помощь в организации учебного процесса оказывает Информационный центр, техническая база которого значительно увеличилась за последние годы: открыты 2 новых дисплейных класса, подключен Интернет, расширен объём продукции мультимедиа.
За последние годы факультет преобразился: отремонтированы аудитории, лаборатории, кафедры, приобретена новая мебель, установлены компьютеры.
Последнее редактирование: 28-06-2017, Юлия Владимировна Андросова