Празднование Дня Победы. Власов Дмитрий
Когда у стен Сталинграда решалась судьба страны, резко возросло военно-стратегическое значение Астрахани. Здесь, как и в других местах, формировались боевые части для Сталинградского фронта, отсюда шел поток стратегических грузов, производилось снабжение войск оружием, боеприпасами и питанием.
Оценивая большое военно-стратегическое значение Астрахани, фашистское командование стремилось захватить устье Волги и Астрахань. Для осуществления этой операции противником был разработан специальный план под названием «Фишрейер» (Серая цапля) и создана специальная группировка из хорошо вооруженной 16-й мотострелковой дивизии и частей 6-го Румынского корпуса8.
Немецкое командование ставило задачу прорваться по дороге Элиста-Урал-Эрге-Яшкуль-Хулхута-Красный Худук к Астрахани и захватить ее. Другой группировке была поставлена задача прорваться в район Юсты, а затем выйти к Волге у Енотаевки и захватить переправу. Гитлеровцы, используя превосходство в силах, вклинились между флангами Юго-Восточного и Северо-Кавказского фронтов, продвигаясь к г. Элисте, откуда предполагали затем выйти к Астрахани, захватить низовье Волги.
12 августа 1942 г. фашистские моторизованные войска при поддержке танков захватили город Элисту и продолжали продвижение на восток.
Над Астраханью нависла серьезная угроза. В этой ситуации ГКО 7 августа 1942 г. принял постановление «О восстановлении и строительстве новых оборонительных сооружений на подступах к Астрахани». На правом берегу Волги вокруг Астрахани широкой полосой проходили два оборонительных обвода (внешний и внутренний). Правый фланг оборонительного обвода пересекал севернее Астрахани с запада на восток Волгу и упирался в железную дорогу южнее села Сеитовка; левый фланг обвода юго-западнее Астрахани упирался в правый берег Волги ниже населенного пункта Оранжерейный.
Все это должно было надежно прикрыть город и дельту Волги от прорыва мотомехчастей и пехоты противника как со стороны Сталинграда по дороге Красноармейск-Черный Яр-Енотаевск-Кануково, так и со стороны Элисты по дороге Улан-Эрге-Яшкуль-Хулхута-Красный Худук-Николаевка»9.
С большим напряжением и самоотдачей трудились на строительстве оборонительных сооружений коллективы рыбоконсервно-холодильного комбината, судоремонтного завода им. III Интернационала и других предприятий, колхозники Икрянинского, Камызякского, Красноярского и Харабалинского районов. Многие участники строительства за ударный труд получили благодарность от военного командования.
Источник: История Астраханского края : монография. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2014. – 514 с.
Последнее редактирование: 11-12-2022, Рябова Мария