Сервисы

Астраханский железнодорожный мост. Степанов Слава | geliomedia.ru

Сегодня, проезжая через Старый мост города Астрахани, мало кто знает, историю возникновения и значения в годы Великой Отечественной войны правительственного задания по строительству железнодорожного моста через реку Волга.

В  июле 1942 года для обеспечения бесперебойных железнодорожных перевозок, Астраханский Городской комитет обороны принял постановление о строительстве железнодорожного моста через реку Волга в районе Астрахани. В постановлении, в частности, говорилось: "В соответствии с правительственным заданием и приказом Заместителя Наркома Обороны и Народного Комиссара путей сообщения, о срочном сооружении моста через Волгу у Астрахани, Городской комитет обороны считает, что строительство железнодорожного моста через Волгу у Астрахани, имеющее исключительное оборонное значение, должно стоять в центре внимания Окружкома и Горкома ВКП (б), исполкомов окружного и городского советов".

В соответствии с документами, которые хранятся в Государственном архиве современной документации Астраханской области, строительство железнодорожного моста проходило под номером 115.

Для выполнения в исключительно сжатые сроки работ по сооружению моста, Астраханский Городской комитет обороны обязал Наркомречфлот, Управление местного речного флота, Рейдтехфлот, Астраханский порт и другие организации выполнять решение правительства в первоочередном порядке.

Первоначально, на время строительства моста, были переданы баржи грузоподъемностью 300-400 тонн каждая, буксирные катера по 100-150 лошадиных сил, плавучие краны для работ по сооружению речных опор.

В трехдневный срок Наримановский райком ВКП (б) и Райсовет предоставил строительству № 115 помещения для служебно-технических целей и разместил прибывающих на строительство батальон железнодорожных войск.

Сотни людей были мобилизованы на стройку. Для размещения рабочих и служащих, занятых на строительстве моста горисполкомом был выделен жилфонд в районах Трусова, станции Астрахань-1, Астрахань-2, рыбокомбината им. Микояна.  Во временное пользование был передан дом Главнефтесбыта. Находящийся на правом берегу Волги, а для командного состава строительства № 115- 20 индивидуальных квартир. В селе Кануково, на Солянке , были размещены около 500 рабочих.

Для рабочих на швейных фабриках города было изготовлено 10 тыс. комплектов белья и постельных принадлежностей.

Артелями  Металлпромсоюза и Многопромсоюза обеспечено 3 тыс. штук ложек, 1000 тыс. штук вилок, 20 баков для кипяченной воды, 20 тыс.ведер. Обустраивали быт рабочих, строили и оборудовали столовые.

В целях бесперебойного снабжения рабочих стройки продуктами питания было поручено Окрторготделу, Мясокомбинату, Заготзерну, базе промышленности в получении нарядов на рыбу, мяса, муки, крупы, табака.

Все подключились в строительство временного железнодорожного моста. По заявкам строительства № 115 из материалов заказчика пароходства "Волготанкер", судоверфи им. Кирова, завода № 638, бонзавода им. Сталина, лесозавода № 2, Главметаллсбыта изготовляли сваи, трубы, детали из чугунного литья, передавали 80-ти 40 тонные краны, производили распиловку леса.

Военно-Морская база Волжской Военно - каспийской флотилии выделила строительству № 115 материал для подрывных работ во льдах.

Срок окончания и пуск моста в эксплуатацию был намечен в мае 1943 года, но в связи с тяжелым положением в городе, своевременной нехваткой строительных материалов, огромным объемом работы, строительство № 115 отставало от намеченных дат.

Начальник строительства № 115 Константинов принимал срочные меры для выполнения работ по строительству моста до ледостава. В течении декабря 1942 года была проведена колоссальная работа по досыпке камня, установке переходных мостиков между пролетными строениями, сооружению земляных подходов.

Полгода самоотверженно трудились строители, и 4 января 1943 года Астраханский окружком партии телеграфировал Центральному комитету ВКП (б) : "Постановление Государственного комитета обороны о строительстве временного железнодорожного моста через реку Волга у города  Астрахани выполнено. Построен мост длиною 1300 метров, в течении 27-29 декабря проводилось испытание моста. 30 декабря по мосту открыто движение, таким образом, установлена прямая связь Кавказа с Рязано-Уральской железной дорогой…".

В послевоенные годы на заседании бюро Астраханского обкома ВКП (б) от 23 мая 1949 года вновь встал вопрос о развертывании работ по окончательному строительству железнодорожного моста через р.Волга.

На заседании бюро было отмечено, что "строительство железнодорожного моста через реку Волга в г. Астрахани имеет большое народно- хозяйственное значение и должно стать делом всех партийных и советских организаций области…".

В целях выполнения этой задачи, бюро Астраханского обкома ВКП (б) постановило: "считать строительство железнодорожного моста через реку Волга в г. Астрахани первоочередной и ударной стройкой области".

По решению Совета министров СССР строительство астраханского железнодорожного моста через р. Волга должно было быть закончено в 1951 году.

Полная сметная стоимость строительства моста в ценах 1949 года составляла 218440 тысяч рублей.

Второй этап стройки собрал на строительство 918 человек рабочих и 134 инженерно- технических работников и служащих.

Все работы по строительству моста и подходов к нему вели две основные подрядные организации: мостоотряд № 3 и Сталинградское управление строительно - восстановительных работ.

Для выполнения строительства моста в короткий срок были выполнены исключительно большие работы: бетонная кладка опор 45000-50000 кбм., кесонирование грунта 50000- 60000 кбм., смонтированы 12300 тонн металлоконструкций. Перечисленные работы по строительству моста являлись с технической точки зрения сложными, некоторые виды работ выполнялись впервые в Союзе.

8 апреля 1952 года по мосту было открыто железнодорожное движение и мост сдан во временную эксплуатацию. После открытия железнодорожного движения коллектив строителей развернул социалистическое соревнование за быстрейшее окончание работ, необходимых для открытия автогужевого движения, а также полного окончания всех работ.

Для открытия автогужевого и пешеходного движения мостовики работали в две и даже в три смены. Был произведен монтаж заградительного забора, мачт освещения, бетонирование противовесов, асфальтирование тротуара. Сварочные работы.

В сентябре 1952 года временный железнодорожный мост был снят и пущен в эксплуатацию новый, комбинированный железнодорожный мост.

Завершение строительства постоянного железнодорожного моста через реку Волга было значительным достижением в области развития хозяйства, связующим звеном между правобережной и левобережной частью города.

Источник: http://gacdao.rusarchives.ru/statiy3.html

Последнее редактирование: 19-04-2023, Рябова Мария

Астрахань. Губерния. Университет. Истории в фотографиях

Обращение ректора Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева Маркелова Константина Алексеевич


Панорама г. Астрахани. Лашков Фёдор


Култучная зона дельты Волги. Лашков Фёдор


Култучная зона дельты Волги. Лашков Фёдор


Белый журавль. Лашков Фёдор


Пеликаны. Лашков Фёдор


Кудрявый пеликан. Лашков Фёдор


Култучная зона дельты Волги. Лашков Фёдор


Закат. Лашков Фёдор


Усатая синица. Лашков Фёдор


Сайгаки. Полонский Евгений


Сайгаки. Полонский Евгений


Каспийская нерпа на острове Жемчужном. Полонский Евгений


Остров пеликанов. Лашков Фёдор


Поединок. Полонский Евгений


Лебедь. Лашков Фёдор


Верблюд на берегу. Лашков Фёдор


Лошади. Лашков Фёдор


Орлан-белохвост. Лашков Фёдор


Цапля в воде. Лашков Фёдор


Волк. Полонский Евгений


Мама пришла! Полонский Евгений


Шакал на охоте в зарослях лотоса. Полонский Евгений


Шакал в зарослях. Полонский Евгений


Ушастый и глазастый. Полонский Евгений


Гора Большое Богдо. Сурикова Елизавета


Тюльпан. Сурикова Елизавета


Гора Большое Богдо. Полонский Евгений


Озеро Баскунчак. Семисотова Ольга


Лотос. Лашков Фёдор


Лотосы. Лашков Фёдор


Астраханский государственный природный биосферный заповедник. Трёхизбинский участок. Лашков Фёдор


Лотосы осенью. Лашков Фёдор


Зимний кремль. Рыжова Алёна


Ночной город. Лашков Фёдор


Ночной вид на храм святого Владимира. Рыжова Алёна


Кремль. Рыжова Алёна


Вид на кремль. Рыжова Алёна


Стрелка на месте слияния Волги и Кутума. Степанов Слава | geliomedia.ru


Река Кутум. Степанов Слава | geliomedia.ru


Проспект Гужвина. Гаранов Юрий


Набережная р. Волги. Лашков Фёдор


Крымская башня. Степанов Слава | geliomedia.ru


Театр оперы и балета. Гаранов Юрий


Ночная набережная Приволжского затона. Рыжова Алёна


Триумфальная арка. Рыжова Алена


Главный корпус Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева. Захарченко Роман


Астраханская ТЭЦ. Захарченко Роман


Туман. Ершов Илья / Дождь. Джораев Мурат


Верблюжьи скачки. Сурикова Елизавета


Празднование Дня Победы. Власов Дмитрий


День Военно-морского флота. Рыжова Алёна


Ралли. Полонский Евгений


Культурно-исторический центр «Сарай Бату». Гаранов Юрий


Рыбоводное хозяйство. Гаранов Юрий


Осётр. Рыжова Алёна


Молодь осетра. Рыжова Алёна


Хороший улов. Дадонкин Дмитрий


Осень. Рыжова Алёна


Щука. Полонский Евгений


Маленькие рыбаки. Власова Юлия


Сбор арбузов. Полонский Евгений


Зима. Рыжова Алёна


Сухогруз. Архив пресс-службы Южного центра судостроения и судоремонта


Порт. Гаранов Юрий


Астраханский железнодорожный мост. Степанов Слава | geliomedia.ru


Панорама г. Астрахани. Степанов Слава | geliomedia.ru